«У злодея тембр должен быть более ядовитым, чем бас»: Павел Кудинов исполнил партию Сальери в опере Римского-Корсакова на фестивале «Классика Open Fest»

Эта опера стала гвоздем программы фестиваля в Тольятти.

img

В Тольятти и других поволжских городах в эти дни проходят Международный фестиваль искусств «Классика OPEN FEST» и сессия Молодёжного симфонического оркестра Поволжья при поддержке Фонда президентских грантов.

Ядром нынешнего фестиваля стала премьера камерной оперы Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Ее исполнение приурочено к юбилеям создателей: в 2019 году исполняется 220 лет со дня рождения автора цикла коротких пьес для чтения «Маленькие трагедии» Александра Пушкина и 175 лет со дня рождения композитора Николая Римского-Корсакова. За основу либретто Римский-Корсаков взял пьесу из «Маленьких трагедий» «Моцарт и Сальери».

Партию Моцарта исполнил Анатолий Невдах, солист Самарского академического театра оперы и балета, а партию Сальери –Павел Кудинов, приглашенный солист европейских театров, специально прибывший для этого из Вены. Обе певца – выпускники Тольяттинского музыкального училища (ныне – Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина).

Филармонические коллективы Тольятти с некоторых пор принимают активное участие в программах фестиваля «Классика OPEN». На этот раз в премьере оперы был задействован Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии. Руководил музыкальным действом главный приглашенный дирижер оркестра, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания Тимур Зангиев.

Премьера оперы состоялась в Тольяттинской филармонии, затем новое творение смогли оценить жители и гости Винновки и Самары, а на очереди - Ульяновск и Чебоксары.

Журналисту «СитиТрафика» удалось побеседовать с оперным певцом Павлом Кудиновым накануне премьеры.

- Вы давно выступаете во время сессий Молодежного симфонического оркестра Поволжья?

- В общей сложности я участвовал в сессиях около шести раз. Помнится, первое моё выступление в рамках МСО было с Оксаной Лесничей (певица родом из Тольятти, приглашенная солистка Большого театра – ред.), потом пел в опере «Женитьба» Мусоргского, принимал участие в программе «Оперные голоса Тольятти». Да, и ещё я гастролировал с молодежным оркестром в Испании. С оперой Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» до этого мне не приходилось сталкиваться в моей работе. Ну, конечно же, я её слышал.

- Вы исполняете партию Сальери. Вам часто дают роли злодеев?

- Ну, такая доля у низких голосов. Вообще больше характеру злодея соответствуют баритоны. У злодея тембр должен быть более ядовитым, чем бас. А басы бывают и благородными персонажами. Но в эпоху барокко, например, у Генделя, почти всегда злодеи - это басы.   

- Партию Сальери долго учили?

- Учил в перерывах между текущими проектами. В мае была «Сицилийская вечерня» на французском языке. В июне - «Полифем» Никола Порпора на Зальцбургском фестивале, который устраивает Чечилия Бартоли, так называемый Троичный фестиваль, приуроченный к Троице. Зал там просто огромный, на 2000 мест. А в июле я участвовал в постановке «Эрнани» Джузеппе Верди.

Партию Сальери преимущественно учил в августе. Музыкальный язык, конечно, в этой опере особенный - много речитативов, мало мелодичности. Трудно запоминать, зацепиться не за что.

- А какие композиторы в ваших фаворитах? На каком языке нравится исполнять партии, на родном или иностранном?

- У меня нет какого-то одного любимого композитора, которого только и исполнял бы. Это как еда. Если есть все время только мясные блюда, рано или поздно захочется и чего-то «постненького»… Русскую музыку я понимаю очень хорошо (улыбается).

- Что лучше: работа в репертуарном театре или в отдельных оперных проектах?

- Ну, это смотря где. Если куда-нибудь в захолустье податься, скажем, в маленький город в Германии, то там ты будешь царь и бог, будешь петь лучшие партии. А в более-менее большом городе придётся петь всё - от «кушать подано» до всего, что скажут.

С другой стороны, гостевать туда-сюда, от проекта к проекту -  не всегда стабильно, часто не знаешь своих планов на полгода вперед. Оплата там за каждый спектакль, и болеть ни в коем случае нельзя.

- Вы давно в профессии. Что она для вас- ремесло, способ заработка, или вы живете искусством?

- И то, и другое, истина где-то посередине. Бывает, что и ремесло. Особенно, когда работать, петь нужно много, а ты уже устал, неохота, а поди, открой рот и выдай, потому что это вопрос заработка, выживания семьи. В общем, всё как в любой другой профессии.

Но вокалистам, пожалуй, посложнее, чем инструменталистам. Наш инструмент – голос, он внутри, и его звучание зависит от состояния всего организма.

- Вы ухаживаете за голосом? Певцы обычно очень трепетно относятся к своему дару и физическому состоянию.

- Особенно переживают за свой голос тенора и сопрано, а более низкие голоса – меццо-сопрано, баритоны, басы поспокойнее относятся. Потому что репертуар такой у сопрано, у теноров - главные партии, высокие ноты и ответственность большая. К тому же, тенор - голос в некотором роде искусственный. Басы, баритоны как разговаривают, тем же тембром и поют. А у теноров там другая история. И если заболеют, они больше переживают на самом деле, чем мы.

Конечно, в день спектакля в сорокаградусный мороз с гармошкой водку не пьёшь… Главное - простуду не подхватить, которую из детского садика принесли.    

- Что вы любите, чем увлечены, кроме работы? Вы ездите на велосипеде в Вене? (Павел Кудинов приехал на встречу на велосипеде – ред.)

- В последнее время в Вене не удаётся покататься, а вообще люблю – удобно, да и ботинки не стаптываются, а если дождик, то и не намокают. Раньше мастерил гусли и различные музыкальные инструменты. Сейчас времени не хватает, но на гуслях иногда играю после премьер на фуршетах.

- И что европейцы говорят о наших гуслях, что исполняете?

- Им нравится, это же экзотика. Исполняю в основном былины об Илье Муромце и нечистой силе. Как-то был «Русский вечер» в Базеле, и там я исполнил былинную программу.  

- В программе этого фестиваля в монастыре в Винновке вы звоните в колокола. Искусству звонаря где обучались?

- В Саратове. На базе консерватории. Это факультатив был, два года он шёл.

- Часто приходится использовать навыки звонаря?

- Ну, не так чтобы часто. Вот в Вене было дело, в Лейпциге. В Вене в церкви Николая Чудотворца меня знают, я там и в хоре помогаю периодически. Когда реставрировали звонницу, колокола висели у них не по-русски, и я предложил перевесить. Обычно в русской традиции колокола висят в оконных проемах, а в Вене по западной традиции колокола находились в металлической конструкции, называется карильон. Он находится внутри звонницы, колокола там располагаются все вместе, чтобы удобно было бить. После реконструкции один большой колокол мы оставили внутри, хлопотно его было перевешивать, а все остальные развесили по проёмам.

А начинал я как звонарь здесь, на Волге. Пришёл в церковь, интересно было, женщина пожилая звонила, она рассказала, что и как. Я попробовал – в связке четыре колокола в одной руке, три - в другой. Позже уже общался я со звонарём из Петропавловского собора в Самаре, он мне показал несколько секретов, которым его, в свою очередь, научили старшие. Это традиция, которая передаётся через поколения. В Самаре я узнал кардинально новое в приёмах колокольного звона. И с этим багажом приехал в Саратов. Мы ездили по городам России, по Золотому кольцу, в Краснодар, в общем, много ездили. Со своими колоколами. И после окончания Саратовской консерватории тоже ездили.    

- Вы живёте в Австрии. Принято считать, что в Европе все есть. А как по вашим ощущениям: бывает, что вам чего-то там не хватает?

- Раздолья. На красный свет не проедешь (смеётся). В принципе, там, так же, как и здесь, и поля есть, и леса, но какое-то неродное всё.

Ф. Гомина, фото автора