Как в Тольятти спасали камер-юнкера Пушкина

В театре "Дилижанс" подвели итоги фестиваля-лаборатории "Премьера одной репетиции", который длился с 17 по 23 июня.

Во время фестиваля зрители смогли увидеть 11 спектаклей, из них 2 вне конкурса, 5 в рамках режиссерской лаборатории и 4 в рамках программы "Гости".  По результатам зрительских голосований ожидаемо победил спектакль по пьесе Михаила Хейфеца "Спасти камер-юнкера Пушкина", режиссер Александр Серенко (Санкт-Петербург).

По условиям фестиваля именно этот спектакль зрители увидят в следующем сезоне в репертуарной афише. Это трагикомическая история скромного троечника Миши Питунина, который постепенно становится завзятым пушкиноведом, одержимым мечтой "переиграть" историю, спасти поэта от рокового выстрела. По словам автора пьесы, эта история не автобиографична, хотя и написана как монолог от первого лица. История Миши Питунина сродни истории героя "Медного всадника": маленький человек, который бежит от памятника, только тут уже сам Пушкин  в роли "всадника".

- Эта пьеса вообще родилась как метафора, - рассказывает Михаил Хейфец. - Если убрать из нее линию Пушкина, что останется-то? История о том, как неудачника Мишу Питунина школьные друзья убили за квартиру. Типичная такая "чернушная" новодрамовская история про некоего маргинала. Их пишут сотнями. И даже ставят. Иногда неплохо. Но плоская ведь история-то! А когда появляется линия Пушкина, пьеса сразу меняется. 

Одна из участников жюри фестиваля, театральный критик из Москвы Анастасия Иванова поделилась своими впечатлениями и эмоциями, подводя итоги фестиваля:

- Эмоций много. И первая из них влюбленность - влюбленность в этот театр и всех, кто его населяет, а вернее, создает. Кроме пяти режиссерских эскизов мы увидели еще и готовый спектакль - победителя прошлой лаборатории. То есть смогли оценить актеров и на короткой, и на длинной дистанции. Так вот говорю со всей ответственностью - мало, пожалуй, есть такого, чего эти актеры не могли бы сделать или сыграть.

Другая эмоция - недоверчивое удивление, сменяющееся восхищением. Ведь это театр (и, подчеркиваю, не столичный театр), в чьем взрослом репертуаре нет ни одной комедии, кроме "Слуги двух господ" Гольдони. (Репертуар складывается из следующих имен: Достоевский, Лермонтов, Чехов, Тургенев, Гюго, Кафка, Арбузов, Айтматов, Тендряков, Кинг, Клим, Букреева.) Так вот комедий нет, а аншлаги почему-то есть. Аншлаги в театре на 300 мест, когда еще регулярно приходится "доставлять" в афишу дополнительные спектакли, чтобы утолить зрительский голод.

И следующая эмоция - восторг - как раз рождается из "наблюдений" за этим самым зрительским голодом. Какая же здесь благодарная и требовательная публика. Зрители, создававшие переаншлаги на всех показах основной и гостевой программы. Зрители, увлеченно и по делу обсуждающие спектакли (настолько по делу, что иногда - впервые в моей практике - после них было практически нечего добавить). Зрители, читающие перед показами пьесы-первоисточники и готовые сравнивать, сопоставлять. Зрители, не боящиеся высказывать и довольно жесткую критику. Зрители, ни разу (за одним ни от кого не зависящим исключением) ни выходящие за пределы корректной дискуссии. Это, правда, восторг. Восторг, вызывающий уважение к театру, сотворившему такого зрителя.

Лучшей актрисой "Режиссерской лаборатории" была выбрана зрителями  Екатерина Зубарева за роли в проектах "За белым кроликом" - Оля, "Утка в луже" - Старшая сестра, Репортер.

В номинации "Лучший актер" в разделе фестиваля "Режиссерская лаборатория" был выбран Константин Федосеев за роль Михаила Питунина в проекте "Спасти камер-юнкера Пушкина" (театр "Дилижанс", Тольятти).

Лучшим спектаклем программы "Гости" стал проект Марины Филатовой "#Лайкнутое_поколение",  Драматический театр "Колесо" имени Г.Б. Дроздова (Тольятти).

Путем зрительского интернет-голосования в группе фестиваля были выбраны победители в конкурсной номинации "Лучшая актерская работа гостевой программы фестиваля" - Егор Михеев, Мальчик-дым в спектакле "Спасательные работы на берегу воображаемого моря" Константина Стешика, режиссер Галина Швецова-Скрипинская, студия Молодежного театра "Вариант" (Тольятти).

Специальные премии фестиваля присуждены актеру Тольяттинского театра кукол Александру Свиридову за творческую смелость и эксперимент в спектакле режиссерской лаборатории "Утка в луже", Молодежному драматическому театру г. Тольятти за активное участие в творческом эксперименте и лично Дмитрию Ходыреву, Татьяне Гудковой, Инне Галкиной, Вячеславу Смильскому, Григорию Бересневу, Ольге Бересневой, интернет-лауреату фестиваля – спектаклю "Спасательные работы на берегу воображаемого моря".

По мнению большинства зрителей, юбилейный фестиваль, несомненно, получился удачным.

Ладо Мирания, фото автора