Баха "Тольятти": визит Владимира Чагина, скандал на трассе и переворот местной "Нивы"

Второй этап Кубка России по ралли-рейдам состоялся в окрестностях Тольятти с 18 по 19 мая 2019 года и, наверняка, запомнится участникам несколькими ключевыми эпизодами, свидетелем которых стал и корреспондент "СитиТрафика".

Отличительной чертой гонки стало ее шумное и красочное открытие, прошедшее в субботний день на автодроме КВЦ. Кавер-группа "Санитарный день" задавала хороший темп мероприятию. Толпы зрителей участвовали в розыгрыше призов, фотографировались с гоночными машинами, в том числе, с обещанным грузовиком "КАМАЗ" спортивной команды "КАМАЗ-мастер". Все соответствовало высокому статусу гонки – приветствия титулованных тольяттинских спортсменов и официальных лиц, проезд автомобилей через символическую стартовую арку, представительный состав участников – 26 экипажей из разных регионов России и один самоотверженный мотоциклист Евгений Тихонов из Ульяновска. Кстати, запланированный изначально мотозачет гонки не состоялся из-за отсутствия участников, но это не остановило спортсмена, который использовал соревнования для тренировки своих навыков.

Субботним вечером гонщики преодолели короткий скоростной участок (СУ) около 7 километров, накрученный в районе поселка Приморский. Здесь местные жители смогли увидеть боевые внедорожники и багги в деле. Результаты пролога определили порядок старта экипажей в воскресенье. Основные баталии обещали развернуться на трассе протяженностью 85 километров – его участники бахи "Тольятти" должны были проехать дважды. Суммарная скоростная дистанция второго дня – 170 километров, что вполне достаточно, чтобы понять, кто едет быстро и надежно, а кому стоит чуть внимательнее готовить себя и технику к таким ответственным соревнованиям.

Среди участников гонки, между прочим, был Игорь Чагин – сын легендарного автогонщика Владимира Чагина. В паре со штурманом Иваном Безденежных Игорь Чагин представлял команду "Gepard Racing" на брутальном спортивном мотовездеходе Can-Am Maverick X3. Так что, визит Владимира Геннадьевича в Тольятти стал приятным дополнением к гонке (см. фото).

После первого прохождения СУ второго дня возникла неловкая пауза, которая вместо запланированного 15-минутного перерыва переросла в два часа томительного ожидания. Участники и пресса были озадачены – "Продолжится ли гонка?". Выяснилось следующее. Ралли-рейд проходил по землям, включающим сельскохозяйственные и охотничьи угодья местных землевладельцев. Когда отдельные не особо честные, но очень ретивые спортсмены стали сокращать дистанцию СУ прямиком через поля с молодыми зелеными всходами, представители собственника земли намекнули спортсменам, что так поступать не нужно.

Заслуживает внимания, что всех гонщиков об этом предупредили и на предстартовом брифинге. Было сказано, что повреждение полей может повлечь серьезные последствия для организаторов и спортсменов. Не все экипажи правильно поняли организаторов и землевладельцев, поэтому проведение заключительного гоночного отрезка оказалось под угрозой срыва. Кстати, штабу гонки не мешало бы отследить с помощью приборов, кто именно сокращал себе путь, чтобы наказать не только рублем, но и дополнительным временем. Удивительно, но судьи почему-то таких шагов не предприняли. Фермерам просто отдали некоторую сумму денег в качестве возмещения ущерба, а участники гонки смогли отправиться на заключительный СУ.

Увы, он оказался крайне неудачным для местного пилота из команды "SV-PARTS". Автомобиль ВАЗ 21230, который вел тольяттинец Сергей Усок в паре с ульяновским спортсменом Егором Охотниковым, в одном из затяжных поворотов угодил одним колесом в колею и исполнил эффектный переворот через крышу, застыв на боку в ближайшем лесочке. На фото видно, что на камуфляжной машине не осталось, пожалуй, ни одного целого элемента кузова. Сергей Усок лаконично прокомментировал причины происшествия: "Скорость на входе в поворот была высоковата, да и колея подвернулась некстати".

Чуть удачливее оказался второй экипаж, выступавший на аналогичном автомобиле ВАЗ 21230, в составе которого дорожную книгу пилоту читал тольяттинец Максим Плюхин, выступающий в 2019 году за районный поселок Кузоватово Ульяновской области. Эта машина команды "ArtDrive Racing" под управлением пилота Дениса Калинина из города Волжский Волгоградской области (см.фото), прошла всю дистанцию соревнований и успешно финишировала в зачете класса "Национальный" на бахе "Тольятти". По словам пилота, это стоило серьезных усилий. "

- В первый день у нас сломался один амортизатор. Отремонтировали его и уверенно стартовали СУ 2. Здесь нагрузки не выдержал кронштейн крепления этого же амортизатора. Потеряли около 18 минут на то, чтобы снять его и продолжить гонку без него. Перед стартом СУ 3 сломался стартер, едва смогли завести машину, чтобы проехать заключительный отрезок гонки. Начало барахлить переговорное устройство – я слышал штурмана, а он меня – нет. В остальном, трасса мне лично очень понравилась. Хорошо, что доехали до финиша. Жаль, что не смогли победить, – рассказал Денис Калинин.

Пожалуй, этот рассказ наиболее доходчиво демонстрирует, насколько разнообразные испытания ралли-рейд преподносит участникам.  Тем не менее, всегда кто-то чуть лучше готовится к соревнованиям и побеждает в них. В тольяттинской гонке зачет мотовездеходов (Т3) выиграл экипаж из Татарстана – Раис Минниханов и Вячеслав Мизюкаев (СТК "ХАНСПОРТ").  Вторыми стали Александр Гатиятулин и Владислав Кирпичников из Тюмени. Третью ступень наградного подиума заняли кировские спортсмены Вадим Федотов и Александр Куприянов. 

В классе "Национальный" (N) завоевали первое и третье места, соответственно, Виталий Проненко с Дмитрием Агафоновым и Дмитрий Рыбин с Андреем Батенко, представляющие фирменную команду Ульяновского автозавода на автомобилях УАЗ "Патриот". Второе место завоевал пилот Никита Юрковский из Балаково в паре с ульяновским штурманом Сергеем Переверзевым команды "CS20".

Класс "Рейд-Спорт" (R) возглавил столичный экипаж Андрей Сушенцов и Александр Щанов команды "S&A Racing". На второе место заехал дуэт Сергея Куприянова и Владимира Тюпенкина – коллектив "Team Forward" из Смоленской области. Третью строчку итогового протокола в этом классе заняла одна из трех гоночных ГАЗелей Next – успешнее своих товарищей по команде оказались Александр Ржевкин и Кирилл Чапаев.

К сожалению, церемония награждения от красочного открытия гонки отличалась радикально. Время вручения призов сместили, затем оргкомитет отменил свое же решение на этот счет, а спортсменов толком не оповестили о том, что начинается награждение. Из публики на автодроме ТСТК "Лада" в этот момент присутствовали только сами спортсмены и члены их семей. Не было ни музыки, ни почетных гостей…

Словом, если баха "Тольятти" останется в календаре Кубка России по ралли-рейдам в 2020 году, то организаторам следовало бы провести тщательный "разбор" полетов, чтобы исключить повторение таких очевидных неприятных ошибок.

Андрей Серегин, фото автора