популярные видео
В России будут доплачивать за перевод транспорта на метан
Корреспондент "СитиТрафика" попытался разобраться, станет ли благодаря государственным субсидиям сжатый природный газ более популярным топливом, чем бензин, солярка или хотя бы пропан.
Об удобстве использования метана в качестве топлива для автомобильного транспорта в последние годы очень много говорят и пишут. Продвижение газомоторного топлива под брендом EcoGas, можно сказать, стало общенациональной задачей. В Тольятти налажено серийное производство нескольких моделей новых автомобилей Lada на метане: Vesta, Largus. Говорят, что на подходе Granta.
Почти в каждом крупном городе России сегодня можно установить метановое ГБО на автомобиль с пробегом. Есть даже успешный опыт использования метана в качестве топлива в автомобильных гонках. Теперь появилась информация о планах субсидировать перевод автотранспорта на природный газ. Казалось бы, что еще нужно для успеха? Тщательный анализ свидетельствует, что с газомоторным топливом пока далеко не все безоблачно.
Первое – цена вопроса. В Тольятти и Самаре за комплект ГБО "4-го поколения с функциями 5-го поколения" придется заплатить 85 тысяч рублей. Весьма нескромная сумма включает оплату комплекса работ по монтажу, настройке и калибровке оборудования. Сюда же входит металлокомпозитный баллон, установка кнопки переключения с бензина на газ с указателем уровня газа в баллоне и внедрение выносного заправочного устройства с обратным клапаном под капот. Окончательный ценник при этом зависит от конкретной модели оборудования и марки автомобиля. Плюс еще 4-6 тысяч рублей придется отдать за пакет документов для ГИБДД. К слову, оборудовать автомобиль пропаном дешевле – 20-30 тысяч рублей.
После изучения федеральной подпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива" приходим к выводу, что субсидии далеко не полностью покроют расходы автомобилистов. За перевод своей легковушки на метан владелец сможет получить порядка 27 тысяч рублей. Перевод автобуса на природный газ в зависимости от размера машины позволит получить от 63 до 111 тысяч рублей. А за оснащение газобалонным оборудованием магистрального тягача государство заплатит до 147 тысяч рублей. Правда, уточняется, что машина не должна быть старше 5 лет. При этом планируется поощрять материально производителей машин на метане и те компании, которые будут приобретать двухтопливные машины для использования их в такси, пассажирских и грузовых перевозках, а также в государственных или муниципальных учреждениях.
Подпрограмма "Развитие рынка газомоторного топлива" является частью масштабного государственного проекта "Энергоэффективность и развитие энергетики". Немаловажный аспект – субсидии будут выплачивать только в тех регионах РФ, которые заранее подадут соответствующие заявки в федеральное Министерство энергетики. По мнению экспертов Минэнерго, применение метана положительно повлияет на экологическую обстановку в городах РФ. Приводятся и такие доводы, как экономичность (цена 1 кубометра метана составляет от 13 до 20 рублей, а литр самого дешевого бензина при этом стоит от 40 рублей и выше. Еще из доводов в пользу метана называют возможность продлить ресурс двигателя в силу его меньшего износа.
Второй немаловажный момент – скромная сеть АГНКС. Из столиц непрерывно звучат обещания, что по России будут повсеместно возводить новые автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). Для комфортной эксплуатации машин требуется не менее 1 заправки на 200 автомобилей на метане.
В Тольятти на 19 марта 2019 года работает всего 2 АГНКС, а по Самарской области – 6. В обозримом будущем обещают построить еще 3. При этом федеральные СМИ пишут, что с 2019 по 2024 год в России должно быть не менее 274 тысяч метановых автомобилей. Сейчас таких машин не более 155 тысяч.
Ну, а третий, пожалуй, самый главный фактор, сдерживающий бурный рост количества машин на топливе EcoGas – процедура оформления внесенных конструктивных изменений автомобиля в ГИБДД. Она и так сложная, а с 1 июля 2019 года вступит в силу новый ГОСТ "Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия". Он регламентирует, какие процедуры проверки соответствия требованиям регламента "О безопасности колесных транспортных средств" должны пройти автомобили, имеющие изменения в конструкцию. Проще говоря, теперь автомобили с ГБО обязательно придется предоставлять в аккредитованные испытательные лаборатории. С машиной нужно будет привезти десяток различных документов. А еще нужно будет заплатить от 8 до 20 тысяч рублей и ждать чуть ли не месяц, чтобы затем приехать на техосмотр и зарегистрировать внесенные изменения в ГИБДД.
Получается, что многочисленных плюсов пока что недорогого метана в качестве автомобильного топлива недостаточно даже при наличии государственных субсидий, чтобы убедить автовладельцев массово ставить метановое ГБО. Отложенная выгода не перекрывает необходимости выложить без малого 100 тысяч рублей прямо сейчас. А волокита с регистрацией в ГИБДД и вовсе отбивает любое желание браться за переоборудование машины. В общем, будущее у газомоторного транспорта в России есть, но оно так и остается весьма неопределенным.
Андрей Серегин, фото автора