Авиаконструкторы из областной столицы, специализирующиеся на производстве «летающих лодок», передали заказчику двухмоторный самолёт Л‑65, на котором тот отправился домой в Мельбурн с промежуточной посадкой в столице Великобритании.
Крылатую машину построила самолётостроительная компания «Чайка», которая работает в Самаре довольно давно. Продукция, прямо скажем, специфическая, широкой известности на уровне легендарных тяжёлых машин Г.М. Бериева она не имеет. Но кое-какие достижения есть.
Главный конструктор самолёта Л‑65 (как и Л‑72) Александр Батулов. Всего же рядом с нами производят около десятка разных модификаций самолётов-амфибий: Л‑42м, Л‑42м‑2, Л‑44м, Л‑72, лёгкие самолёты С‑44 и С‑72. В том числе, на заказ, как в случае с упомянутым Л‑65. Его приобрёл частный пилот из Австралии Майкл Смит.
Осенью текущего года прошла все необходимые испытания. Она способна осуществлять сверхдальние полёты до 4 тысяч километров со скоростью под 230 километров в час. Без посадки может лететь целые сутки. При этом два силовых агрегата самолёта Rotaх-915 потребляют обыкновенный автомобильный бензин АИ-95. Кессонные баки в крыле вмещают полтонны топлива, ещё 400 литров – в мягких баках, установленных в салоне самолёта и оснащённых системой перекачки.
Люди, работавшие над машиной, тепло отзываются о ней:
- Четыре мужика весом под 120 кг размещаются в салоне «со свистом».
На Л‑65 возможно продолжение взлёта с полным взлётным весом на одном двигателе со скороподъёмностью 1,5 метра в секунду и горизонтальный полёт на одном двигателе в номинальном режиме со скоростью 170 км в час. Специалисты говорят, что единственная амфибия, сопоставимая с самарской машиной – двухмоторный поплавковый верхнеплан с толкающими винтами и двухместной открытой кабиной Эйркэм (Aircam). Только он ультралёгкий поплавковый самолёт, а Л‑65 – массивная летающая лодка с взлётным весом под две тонны.
Поскольку амфибию построили для «дальнобойных полётов», её оснастили сразу тремя независимыми навигационными системами: MGL, AirNavPro и Garmin-430. И четырьмя видами связи: две авиационные радиостанции, одна морская и стационарный спутниковый телефон. Разумеется, есть автопилот.
В салоне 4 кресла, он напоминает по компоновке современные автомобили и, пожалуй, превосходит по комфорту многие из них (см. фото). В салоне есть кофемашина и биотуалет. На форумах, посвящённых авиации, знающая публика с восторгом отзывается о детище самарских инженеров:
- Классный самолет сделали, все по высшему классу — и внутри и снаружи!
Конечно, есть и хейтеры, который требуют: «Оставьте в покое Ан‑2!».
Несмотря на многочисленные доработки и усовершенствования, в том числе, иные силовые агрегаты и их расположение, основой для машин «Чайки» называют одномоторные Ан‑2. Хотя вместо шасси здесь лодка, позволяющая сажать самолёт на воду.
Заслуживает внимания сам перелёт, на который решился новый владелец Л‑65. Он не вдруг отправился не прямиком домой. Авиатор направился к друзьям в Лондон, чтобы затем повторить исторический перелёт, состоявшийся 100 лет назад (12 ноября 1919 года). Именно эту дату считают днём появления авиационной почты. Тогда из Великобритании в Австралию впервые полетел почтовый демилитаризованный двухмоторный бомбардировщик «Vickers Vimy». Его перелёт длился более месяца и завершился 15 декабря 1919 года.
Конечно, многих интересует цена вопроса. Лёгкие самолёты, бывшие в употреблении, продают за 11 миллионов рублей с гарантией на 100 часов полёта. Ценник новой машины – вещь индивидуальная и назвать его затруднительно.
Андрей Серёгин, фото reaa.ru, видео – канал Flight TV.