Вероника Никитина: «Жажда гола – это про меня»

Двукратная победительница Кубка ЕГФ, двукратный серебряный призер чемпионата России открыла «СитиТрафику» рецепт «голов с мясом», рассказала, что происходит в команде в случае отдельных неудач и что важнее – забить или отдать.

img

Мастер спорта России международного класса, воспитанница тольяттинского гандбола любима болельщиками за своеобразный таранный атакующий стиль, который в ее исполнении совмещается еще и с бросками, точно летящими в цель.

- Было время, когда помимо матчей в «Ладе» меня стали привлекать и в национальную сборную, и появлялось ощущение, что гандбола стало очень много в моей жизни, - вспоминает Вероника. - В какой-то момент захотелось отдохнуть. Но профессиональному спортсмену, наверное, вредны такие мысли. Возможно, именно поэтому после этого в одном из матчей я порвала ахиллово сухожилие. Планировала восстановиться до Олимпиады, но ахилл не дал. Ушла в декрет, родила двух детей. Однако знала, что рано или поздно вернусь.

- После травмы не было желания где-то осторожнее сыграть?

- Такого не было. Я знаю, что могу и на что способна. Важны тренировки, но и без игровой практики роста не будет. Стараюсь использовать максимум игрового времени, которое мне дается, хотя, как любому игроку, мне хотелось бы играть больше. До пика спортивной формы и полного восстановления кондиций еще далеко. И здесь все зависит от меня. Но сейчас уже я более уверена в себе, хотя спортивной наглости, думаю, пока не хватает. Раньше, по ощущениям, более самоуверенной была. Напролом шла, я по-другому не умею.

- Соперники, наверное, привыкли к такой манере игры и знают чего ожидать?

- Стараюсь и с задней линии забивать. А вообще обыгрыш очень вариативен: можно обыграть под себя, уйти в центр. Соперницы, зная, что я пойду обыгрывать, не могут предсказать, в какую сторону вильну. Сделаю напрыжку – и все зависит от ситуации и от того, как будет играть защитник со мной. Я к этому с детства привыкла. Когда только начинала заниматься гандболом, даже по дому так ходила: напрыжка – уход, напрыжка – уход. Со стороны, наверное, выглядело смешно, но я это делала неосознанно. Просто у всех детей много энергии, и нынешняя манера игры у меня закладывалась уже тогда.

- А такое качество как спортивная злость тебе свойственно?

-  Я не из тех, кто может пойти напролом и в открытую грубо сыграть. И бить исподтишка - не мой конек. В моем понимании, если в игре что-то не так, значит, надо во что бы то ни стало ситуацию исправлять, пусть до этого и не получалось.

- «Лада» недавно вновь не смогла взять реванш у «Ростов-Дона». А как команда относится к подобным поражениям: философски или эмоционально?

- В «Ладе» всегда был хороший коллектив. Мы можем расстроиться из-за поражения, даже немного поругаться - мнения у всех разные. Но дело делаем одно. Левон Оганесович Акопян нам всегда говорил: не ваше дело ругать друг друга, для этого есть тренер – это его работа. И как бы игра ни складывалась, мы не имеем права «втыкать» друг другу. Этот принцип сохранился и при главном тренере Алексее Александровиче Алексееве. Думаю, если у человека не получается, лучше его подбодрить, чтобы поверил в свои силы.

- Лично для тебя важнее забить самой или отдать результативный пас?

- Жажда гола - это здоровая психология спортсмена. Общаясь с главным тренером на тренировке и обсуждая какие-то тренировочные моменты, однажды ему говорю: «Да я нужна лишь для того, чтобы стяжку сделать и дальше отдать». А он отвечает: «У нас командный вид спорта, и то, что ты делаешь эту стяжку и отдаешь дальше, – хорошо для команды». А мне хочется самой забить, потому что я не получаю удовлетворения от того, что не забиваю. Но иногда это желание может и навредить, когда игрок пожадничает пас отдать. Поэтому важно взаимопонимание на площадке, чтобы не тянуть одеяло на себя.

- А почему ты нечасто выходишь на пробивание семиметровых штрафных?

- Помню, на Олимпийском летнем юношеском фестивале в Сингапуре наша сборная 1992 года рождения играла с Данией. В основное и дополнительное время - ничья. Левон Оганесович меня отправил с другими игроками на пробивание штрафных, хотя понимал, что мне это тяжело дается. Но я преодолела себя и забила, чему была очень рада. Хотя бывали и матчи, когда при ничейном счете меня назначали пробивать семиметровый – и не забивала. Мне легче пойти, повесить на себя двух игроков сверху, прорваться и «с мясом» забить этот гол. Но вот когда ты стоишь на линии штрафного и перед тобой вратарь – ну, непривычно, что ли, как-то. Вот если при этом мне еще двух игроков соперника на плечи посадить, чтобы держали – вот тогда будет комфортно (смеется).

 - Но на тренировках, наверное, нет таких проблем?

- Не могу сказать, что мы уделяем много времени штрафным броскам. В конце тренировки можем на чемпиона сыграть. Это когда вся команда против вратарей. Не забиваешь - уходишь, забиваешь – остаешься на следующий круг. И так до последнего игрока, который остается и играет против двух вратарей. В первом круге вылетаешь – пятьдесят отжиманий, во втором круге – сорок, в третьем - тридцать, и так далее. А если вратари проигрывают, то им уже их тренер наказание дает.

- Вероника, если можно, немного вопросов о семье. Твой супруг имеет отношение к спорту?

- Он играл в волейбол в московском «Динамо», потом сезон выступал за границей, а пока - пауза в спортивной карьере.

- На семейные торжества ты готовишь какое-то особенное блюдо?

- Последние дни рождения проходят мимо меня. Сначала была в декрете, потом родила ребенка, а через две недели подоспел мой день рождения, но мне не до него уже было. На следующий год я опять беременная, и опять не до него. И так получилось, что день рождения у сына за две неделю до моего, а у дочери - за неделю до дня рождения мужа. Поэтому наши праздники как-то ушли на второй план, и мы больше отмечаем дни рождения детей. На них в качестве десерта готовлю пирог с крем-чизом. А так я вообще много чего хорошо готовлю, даже не могу назвать что-то особенное.

- С семейными заботами, тренировками и матчами на чтение дамских романов время остается?

- Сейчас штудирую в основном книги по детской психологии: в нашей семье мальчик и девочка. Такого не было ни у меня, ни у мужа, мы были в своих семьях единственными детьми. И мне хотелось бы правильно воспитывать детей, чтобы они не конфликтовали между собой. Хотелось бы, чтобы и спорт в будущем обязательно присутствовал в их жизни. Это дисциплина, физическое развитие. Даже если я не начала бы карьеру профессионального игрока, гандбол бы все равно серьезно на меня повлиял. В плане формирования характера он мне многое дал.

Беседовал Валерий Близнецов