Проект «Tesla из Тольятти» грозит обернуться скандалом

В середине октября 2019 года в Самарской области вновь заговорили о проекте электромобиля «Зетта», который должен появиться грядущей зимой, но многие факты всерьёз бросают тень на громкий и пока скорее «бумажный» проект.

img

Не станем категорично громить местный старт-ап, прекрасно отдавая себе отчёт, каких невероятных трудов стоит организовать целое автосборочное производство. И всё же позволим себе разобрать отдельные детали проекта «Зетта», о которых говорилось ранее и пишется сегодня. Ведь этот проект уже успели окрестить российским ответом американскому электромобилю Tesla.

Первое, что обращает на себя внимание – заявленный старт массового производства «первого российского серийного электромобиля» уже в 2019 году. В конце 2018 года «Сити Трафик» писал о перспективах этого проекта, опираясь на данные самой компании-автопроизводителя. Тогда в беседе с журналистами представитель предприятия уверенно сказал, что следующим летом в Тольятти соберут пилотные образцы, а серийная сборка машин Zetta начнётся в конце 2019 года. Такие слова закладывали в фундамент проекта исключительно ударные темпы работы. Летом «Сити Трафик» запросил у автопроизводителя хотя бы пилотный образец машинки на тест-драйв. Последовал вежливый отказ с формулировкой «Мы пока не готовы». Нескольким коллегам из других СМИ также отказали.

Декабрь наступит через 2 месяца. Если до сих пор нет нормального пилотного образца – почему не заявляют о переносе старта производства? И вот здесь всё становится немного интереснее.

Второй заметный факт заключается в том, что сотни миллионов рублей государственных субсидий уже вложены в выпуск Zetta. Первые 100 с лишним миллионов ушли на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР).  Позднее дали более 90 миллионов сверху, а потом ещё 50 миллионов в разных формах государственной финансовой поддержки. Тут уже говорилось, что будет запущено серийное производство «бестрансмиссионного электромобиля на асинхронных мотор-колесах приводной системой 4х4». Иными словами, инвесторы ждут, что в декабре 2019 года машину выведут на рынок, и она начнёт разлетаться по стране объёмом до 15 тысяч единиц в год.

Формально производитель апеллирует к третьему фактору. Дескать, гладко было на бумаге, а на деле подводят местные поставщики запчастей и комплектующих. К слову, батареи планируют закупать в КНР. Из-за привязки к валютным колебаниям формируется обтекаемый ценник: 450 тысяч – 1 миллион рублей.

Пока вопросов больше, чем ответов. Сколько будет стоить минимальная комплектация? А максимальная? Где заряжать машину? Можно будет «заправиться» от обычной бытовой розетки? Или ехать специализированную станцию, но их даже в Самаре еле-еле набирается 10 штук. Пройдёт ли машина обязательную государственную сертификацию? Между прочим, для этой процедуры в конструкцию пришлось вносить изменения. Отдельный разговор – дизайн Zetta. Опытные автомобильные дизайнеры его всерьёз не воспринимают.

Сегодня производитель обещает гарантию на автомобиль 2 года или 150 тысяч километров пробега. Это хорошо, но, на всякий случай, в рамках отдачи от полученных инвестиций в следующем году компания «Зетта» должна собрать выручку 300 миллионов, а позднее выйти на уровень в несколько миллиардов рублей в год!

- С 2022 года планируем выйти на рынки ОАЭ и Иордании, – говорят о намерениях экспорта машин в компании «Зетта».

Оптимизм опирается на то, что основные клиенты – не физлица, а мелкий коммерческий сектор – курьеры, доставка еды и т.п.

Здесь обращаем внимание на состояние развозных малолитражек Matiz или легковушек вроде Skoda Rapid и Hyundai Solaris. Их толком не обслуживают, эксплуатируют чуть ли не круглосуточно и списывают через несколько лет в силу изношенности и громадных пробегов. Способен ли выдержать такой режим инновационный продукт, который пока не прошёл толком никаких испытаний? Очень интересный вопрос. Попробуем ответить, когда живьём увидим Zetta, а не её выставочный образец.

Андрей Серёгин, фото автора