В Самарском академическом театре оперы и балета началась работа над спектаклем «Три маски короля». Вместе с труппой театра его ставит балетмейстер-постановщик и солист Мариинского театра, обладатель национальной премии «Золотая маска» Юрий Смекалов.
В пятницу он и другие участники спектакля провели пресс-завтрак в одном из самарских ресторанов и увлеченно рассказали, какой они видят постановку и почему она станет событием для театрального мира.
По словам задействованного в спектакле дирижера-постановщика, главного дирижера самарского театра Евгения Хохлова, постановка появилась в Самаре случайно.
- Изначально это была идея санкт-петербургского композитора Михаила Крылова. Мы с ним многократно обсуждали возможность совместного проекта. У спектакля уже был определен композитор и балетмейстер-постановщик. Мы решили, что это обязательно должен быть балет. Я убедил мецената, спонсора и соавтора либретто постановки Вячеслава Заренкова (основателя проекта «Созидающий мир», одноименного благотворительного фонда и театра «Килизэ», входит в рейтинг «200 богатейших бизнесменов России 2017» журнала Forbes. – «СитиТрафик») ставить его в Самаре. Вячеслав сказал, что самарский театр – подходящая площадка для постановки и выступил спонсором проекта. Дальше началась интересная работа, – рассказал дирижер.
Юрий Смекалов отметил, что эксперимент и риск в работе над спектаклем заключается в том, что этот материал ранее не ставился на большой сцене. По жанру постановка представляет собой балет-притчу, хотя изначально задумывалась как детская сказка. Также в ней есть черты антиутопии.
- Спектакль обещает быть интересным с точки зрения хореографии и сюжета. Я его изрядно переработал: это размышление на тему масок, которые мы надеваем ежедневно и существуем неразрывно от них. Маска – это вымышленный образ и прием. Но главный вопрос в спектакле ставится не про маски, а про то, что скрывается под ней. Может быть, это тоже маска?, – сообщил постановщик.
Образ маски положен и в основу сценографии постановки. На сцене используется огромная маска, которая в процессе спектакля трансформируется и позволяет героям перемещаться из древних эпох в современный мир.
В спектакле задействованы лучшие артисты самарского театра.
- На премьеру мы пригласили Владимира Шклярова (премьера Мариинского театра и Баварского государственного балета): как в исполнителе я в нем уверен. В этом есть и стратегический ход для самарского театра: глядя на то, как работает такой мастер, местным артистам, конечно, захочется подтянуться до его уровня, – рассуждает Юрий Смекалов.
Одну из главных ролей в постановке играет прима-балерина самарского театра Ксения Овчинникова.
- Осваивать хореографию в этой постановке мне очень сложно и не менее интересно. Потому что открывать в себе новые возможности – всегда здорово. Я надеюсь, что в работе над спектаклем мне это хоть чуть-чуть, но удается. Что же касается моей героини, в начале постановки она выходит на сцену одним человеком, но заканчивает ее совершенно противоположной личностью. В этом спектакле моя героиня носит минимум две маски. Но, возможно, на премьере я открою для себя новую грань своей героини и смогу развить этот образ, – призналась артистка.
Использованная в постановке хореография также стала новой для исполнителей самарского театра, говорит Юрий Смекалов.
- Что касается хореографического текста, он эклектичен. В нашей постановке есть и формы неоклассики – это касается музыкальной части. В этом же стиле работают и артисты. Работая над спектаклем, они осваивают современные направления хореографии, связанные с контемпорари: и партеринг, и флаинг лоу. Мы даже проводили мастер-классы для артистов, чтобы раскачать их, чтобы они полюбили новые направления, потому что знаем, что в самарском театре современного танца практически не было, – признался постановщик.
Авторы спектакля надеются, что он привлечет к самарскому театру внимание мирового театрального сообщества и заинтересует молодого зрителя, сделав балет более популярным искусством у широкой аудитории.
Постановка рассказывает о короле Юлии, который обнаруживает, что постоянно лицемерит. Пытаясь разобраться в себе, он влюбляется в девушку Эмму. Это замечает главный советник Конор, который устраивает государственный переворот. Сквозным образом спектакля становится маска, которую носят все герои постановки, от короля до горожан. Несмотря на то, что история заканчивается более менее благополучно, в финале спектакля ставится многоточие, и зрителю предстоит самому ответить на вопрос: смог ли герой избавиться от навязанной ему обществом маски. Разобраться в этом, а заодно и оценить, справилась ли самарская сцена с экспериментом, можно будет на премьерных показах 15 и 16 февраля этого года.
Борис Григорьев, фото автора