Анатолий Белый: "Все творческое у меня в детстве было глубоко запрятано"

Знаменитый артист привез в Тольяттинскую филармонию проект "Кинопоэзия", поделился своими впечатлениями о городе и рассказал, почему детям необходимо знать стихи. 

"Кинопоэзия" - проект Анатолия Белого, существующий с 2016 года. Это короткие 3-6-минутные фильмы, созданные профессиональными режиссерами и актерами. Их было снято уже около 20. Несмотря на короткий формат, это настоящее авторское кино. В проекте приняли участие Чулпан Хаматова, Сергей Безруков, Артур Смольянинов и другие знаменитые актеры. Авторы проекта интерпретируют поэзию в кинематографе.

В Тольятти Анатолий Белый привез одноименную чтецкую программу из четырех частей с эпилогом.

- Поэты, которых я выбрал сегодня, стали моими самыми любимыми, самыми созвучными со мной. Это Осип Мандельштам, Иосиф Бродский, Борис Пастернак. Не самые легкие поэты, и я хочу донести свое понимание их поэзии, и я уверен, что вы тоже услышите в этих строчках каждый свое, - сказал Анатолий Белый.

Тольяттинцы тепло приняли новый художественный проект своего прославленного земляка, а в финале Анатолий Белый побеседовал с журналистами.

- Я учился сначала в 34-й школе в шестом квартале, потом мы переехали в 11 квартал, и это была 59-я школа, которую я и окончил, - рассказал Белый. - Встреча с одноклассниками всегда удивительна, всегда всматриваешься, узнаешь, ведь я их не видел практически с окончания школы, а в этом году мы отметили 30-летие с этого момента. Узнал почти всех.

Впечатления от города, в котором он вырос, у артиста оказались не самыми радужными.

- Я приехал в самую серость, распутицу, поэтому впечатления, если честно, не очень. Но, тем не менее, я добрался до школы, сфотографировались возле школы, добрался до дома на улице Жукова. Если правду сказать, то  ощущение такое, что город на ладан дышит. Но, может, оно обманчивое, это ощущение...

- Места детские, конечно, всколыхнули массу воспоминаний. Когда к дому подъехали, я не узнал ничего практически, потом начал узнавать, потихоньку все прояснилось. Сердце забилось, конечно, когда подъехали к дому, на четвертом этаже которого жили родители. Оба города - и Тольятти, и Самара - оставили в сердце моем большой след, что там говорить, ведь и школа вся здесь, и занятия спортом в комплексе "Акробат"...

- Мама моя всю жизнь преподавала в школе номер двадцать восемь немецкий язык, была филологом. Она преподавала русский и немецкий языки и вела литературный кружок, сама увлекалась поэзией, читала в школе со сцены. Оттуда и пошла моя любовь к поэзии.

- Театр появился в моей жизни позже, но первое воспоминание, связанное с театром, когда во мне что-то всколыхнулось, было еще в школьные годы. Это был седьмой класс. Нужно было обязательно посетить театр - и нас всех повезли в старый город. Привозил свой спектакль Нижегородский театр драмы, тогда Горьковский театр драмы еще. Это была какая-то пьеса, где человек после войны приходит, у него тяжелая судьба, он без ноги. В зале стоял такой гвалт, со всех школ согнали учеников, я сейчас понимаю каково было актеру играть в такой обстановке: там и фантики, и переговоры какие-то детские... А меня это действие почему-то захватило. Я с интересом за ним следил, как-то он меня "забрал", что называется. Персонаж там сидит в сумасшедшем доме и у него как бы такой "флешбэк": он вспоминает, отматывает историю своей жизни и сбегает из этого дурдома в зрительный зал, такой режиссерский ход был. Его все время ловили в зрительном зале санитары и водворяли на место. Один раз остановился около меня, и его поймали санитары. Это происходило рядом со мной, и вот первая вспышка театра для меня состоялась в этот момент.

- Потом ничего не было, я не занимался театром здесь вообще никак, я занимался спортом. Акробатикой занимался до конца 10-го класса. Театром я занялся уже в Самаре, когда учился. И меня постепенно утянуло в мир театра.

- Когда я учился позже в театральном училище им. Щепкина, у нас был экспериментальный курс, не связанный с традицией Малого театра. К школе Малого театра мы не имели никакого отношения. Педагогом у нас на курсе была ученица Анатолия Васильева, нашего прогрессивного и гениального театрального режиссера, поэтому, когда я вышел из стен "Щепки" никакого Малого театра и в помине реально не стояло на горизонте, и путь туда мне был закрыт. Да, конечно же удача, несомненно везение в моей судьбе было, в большинстве случаев мне очень повезло. И я не гневлю Бога и конечно же просто говорю спасибо, что все так сложилось.

- В нашем проекте "Кинопоэзия" участвуют в основном молодые режиссеры. Как родился проект, даже и не знаю, наверное, просто в голову пришло. Я люблю поэзию, учу стихи для себя. К 2012 году сформировалась программа, дальше я сделал первый поэтический спектакль "Триптих". Но я понимал, что мне еще что-то хочется сделать со стихами. Мало уже было мне просто читать стихи, хотелось пойти вглубь. И вот в этом мне помогли молодые ребята. Выискиваю их повсюду - в МШК (Московская школа кино), ВГИК, ВКСР (Высшие курсы современной режиссуры), новые появляются какие-то ребята, я смотрю, связываюсь, приглашаю их - так вот это все варится.

- На сегодняшний день проект "Кинопоэзия" - это три человека: я, моя жена и техническая поддержка "Студия Кедр". Первоначально для нас важно слово, от его ритма, звучания создается образ. К этой тональности подбирается музыка. Мы приглашаем режиссеров участвовать в нашем проекте на конкурсной основе.

- Совместно с фестивалем искусств "Арт-окно", география которого охватывает Курскую, Белгородскую и Оренбургскую области, у нас созрела идея как и какие стихи экранизировать. Мы ограничились теми авторами, теми великими поэтами, которые жили в этих регионах или как-то соприкасались с ними. Мы запустили конкурс молодых режиссеров, чтобы они выбирали сами уже стихи этих авторов, придумывали сценарии, а мы будем снимать там "Кинопоэзию".

- Дальнейшая жизнь этих кинопоэтических фильмов уже есть, и будет развиваться. Кроме Youtube нас показывает канал "Культура" а также 12 городских кинотеатров сети "Москино", кинотеатр "Пионер". Мы планируем пойти по сетевым каналам "Каро-фильм", но там тяжело, потому что мы некоммерческий проект. Мы же деньги не зарабатываем, а наоборот у них отнимаем, тратя эфирное время.

- Повернуть сознание чиновников Минкульта к тому, что это нужно, очень тяжело. Они не понимают пользы проекта, не понимают, что с этим делать и куда наш проект вписать, в какую категорию. В определении формата именно и заключена проблема...

- Я думаю, что мы в этом году дойдем до Министерства образования, ведь второй вектор нашего проекта образовательный. Я очень хочу, чтобы наш проект стал хотя бы дополнительным, хотя бы факультативным, инструментом в изучении поэзии. Я сам в прошлом году ходил по 10 передовым школам в Москве показывал на открытых уроках эти фильмы. Три минуты ребята сидят смотрят, а потом мы начинаем общаться. Ребята начинают говорить, у них просыпается интерес, идет процесс осмысления стихов. Некоторые учителя говорят, что мы навязываем детям свое восприятие поэзии, но я считаю, что наш проект — это предложение, попытка разбудить творческое восприятие стихотворного произведения в зрителе, что бы фантазия ребенка проснулась.

- С чего-то надо начинать, ведь не у всех стихи идут сразу. Наш проект ориентирован на тех, у кого не рождается поэтическое восприятие, чтобы помочь этому рождению. Я и сам таким был - все творческое у меня в детстве было глубоко запрятано, у меня не было такой фантазии, чтобы сразу воспринять художественное слово. И вот для тех, кто сидит "пустой", у кого не рождается восприятие художественного образа, в первую очередь и существует наш проект.

Ф. Гомина, фото автора