«Нива» из Тольятти удивила звезд мира ралли-рейдов

Отечественный внедо­рожник с минимальными техни­че­скими доработками под управ­лением тольят­тин­ского пилота 27 июля 2018 года успешно финиши­ровал в Москве в рамках между­на­родного ралли «Шелковый путь» 2018.

В нынешнем году леген­дарный ралли-марафон прово­дится в 8‑й раз. Гонка разбита на 2 части, первая из которых проходила по терри­тории России от песков Астрахани до черно­земья Липецка с финишем на Красной площади в Москве. Вторая часть гонки пройдет в Китае осенью текущего года.

Так сложилось, что в интер­на­ци­о­нальных сорев­но­ваниях смогла принять участие единственная «Нива», да и то уникальная. Эта машина – Lada 4x4 CNG Sport, двигатель которой работает на природном газе – метане. Автомобиль команды «ATC racing team» от остальных участ­ников гонки отличала практи­чески заводская комплек­тация. За исклю­чением элементов подвески машина никак не транс­фор­ми­ро­валась – это не прототип на базе «Нивы» или «Нива», измененная до неузна­ва­е­мости. Это машина с заводским мотором объемом 1,7 литра и мощностью 83 лошадиные силы, с заводской механи­ческой 5‑ступенчатой транс­миссией, обычным сцеплением и даже граждан­скими задними аморти­за­торами – лишь впереди были установлены парные аморти­заторы, да и те полуграж­данские KYB.

Почти весь бивуак ралли-марафона SilkWay 2018 побывал у ярко-зеленой «Лады» на окраине парка-стоянки. Иностранцы восхи­щенно восклицали – «Lada is good!», а российские спортсмены скепти­чески улыбались и между собой вполголоса делали ставки, как скоро сломается «Нива»:до выезда с бивуака или все же доберется к стартовой отметке первого СУ. Отчасти критика была оправдана. Едва прибыв на 3‑й этап Чемпионата России по ралли-рейдам, который проходил на трех заклю­чи­тельных СУ марафона SilkWay 2018 на прицепе, метановая «Нива» сразу же проявила свой непростой характер – в районе левого переднего колеса появился редкий невнятный лязг. Механику команды Сергею Тихонову не понадо­билось много времени, чтобы установить причину. Уже к началу админи­стра­тивных проверок и техни­ческой инспекции вечером 24 июля на машине был заменен передний левый шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Именно он грозил разва­литься на сложном песчаном рельефе.

«Нива» на метане успешно прошла все регла­ментные процедуры и была готова к старту на первом, самом продол­жи­тельном скоростном участке в 444 километра, который предстоял автомобилю и экипажу 25 июля. Место пилота занял тольят­тинец, второ­раз­рядник Максим Плюхин, а штурманом выступил ульяновский перво­раз­рядник Александр Кузнецов.

Катарский гонщик Нассер Аль-Аттия – один из лидеров мирового Кубка по ралли-рейдам, выигры­вавший этот Кубок в 2008 и 2015 годах, – с интересом наблюдал за переме­щением «Нивы» по парку-стоянке в Астрахани и не отказал россий­скому экипажу в просьбе совместно сфото­гра­фи­ро­ваться. Видя уровень подго­товки машины и ее разительное отличие от остальных гоночных автомо­билей, пилот Toyota Hilux прямо с отеческой заботой в голосе совер­шенно искренне пожелал экипажу тольят­тинской команды удачи. Он лучше многих других понимал, какое суровое испытание предстоит пройти россий­скому автомобилю, и какую небывалую стойкость характера нужно проявить каждому из членов экипажа.

Лиха беда – начало! «Нива» резво устре­милась по дистанции гонки к заветному результату – финишу на Красной площади. Суровые реалии ралли-рейдов дали понять сразу, что легкой эта дорога точно не будет. Неприятности начались уже после первых 10 километров бездо­рожья, аккурат к началу песчаной колеи. Вторая передача преда­тельски заявила о себе. Она стала перио­ди­чески вылетать. То ли в негод­ность пришли синхро­ни­заторы, то ли ресурс КПП на исходе. Приходилось фикси­ровать рычаг, удерживая его в нужном положении. Миновав порядка 100 километров пути – почти четверть первого СУ – экипаж остано­вился, чтобы установить, можно ли продолжать движение. К этому моменту, совер­шенно перестала включаться 3‑я передача, а 2‑я включалась, но момен­тально вылетала на много­чис­ленных ухабах. «Нива» не сдавалась и катила вперед. Педаль сцепления стала непри­вычно тяжелой и на 108‑м километре трассы стало ясно, что стоковое (стандартное, заводское) сцепление пришло в негод­ность. Передачи прихо­дилось, буквально, «втыкать» и с силой удерживать рычаг КПП, чтобы они не вылетали. Так что вместе с механизмом сцепления из строя вышел сам рычаг – он попросту отломился. Этот факт никак не мог прибавить оптимизма.

Экипаж сигна­ли­зи­ровал в штаб сорев­но­ваний, что автомобиль стоит без движения и продолжить гонку не может. Никакой связи, кроме спутни­ковой, на отрезке гоночной трассы между Астраханью и Элистой не было. Выручили приборы безопас­ности, «привя­занные» напрямую к спутникам. Они и позволили сообщить органи­за­торам гонки о приклю­чив­шейся проблеме. Надо отдать должное органи­за­торам SilkWay Rally 2018 и этапа Чемпионата России 2018 года – ралли-рейда «Шелковый путь» – машина эвакуации приехала спасать экипаж уже через пару часов. «Метла», как сами спортсмены называют автомобили эвакуации, пришла в виде КАМАЗа с грузовой платформой. «Ниву» водрузили на нее, и КАМАЗ отпра­вился на бивуак в Волгоград.

У тольят­тинской команды оставалась возмож­ность стартовать рано утром 26 июля на СУ от Волгограда до Липецка. Нужно было опове­стить штаб сорев­но­ваний в письменном виде, что произошли непред­ви­денные техни­ческие проблемы, и машина точно будет готова продолжить гонку на следующий день. Негласный принцип «Дакара», действующий на таких сорев­но­ваниях, заклю­чается в том, что тот, кто искренне стремится к победе, не должен выбыть из гонки из-за одной досадной поломки. Команде оставались сущие пустяки – за несколько часов в чистом поле, на бивуаке, поменять сцепление. Механик команды справился с этой задачей, оставив себе не более двух часов для сна и отдыха, хотя впереди был второй день гонки – этап Волгоград – Липецк. Пилот проте­сти­ровал утром автомобиль и обнаружил, что 2‑я передача КПП, даже с новым механизмом сцепления, включается с треском и визгом. Того и гляди, срежет шестерни и ряд 2 – 4 передачи просто пропадет. Как ранее исчезла 3‑я передача. Поскольку в автомобиле была установлена чисто заводская транс­миссия, не составило труда найти КПП на замену. Жаль, что времени на ее установку не хватило. Поэтому старт второго СУ по пескам и степи метановая «Нива» взяла с 1‑й, 4‑й, и 5‑й передачами.

Пришлось крепко потру­диться, чтобы машина вновь не осталась без сцепления. Дуэт Плюхин-Кузнецов прошел так порядка 20 километров и был вынужден ретиро­ваться из песков на асфальт, чтобы добраться до заклю­чи­тельной точки сорев­но­ва­тельного дня и финиши­ровать на скоростном участке. По пути к финишу «Нива» несколько заплутала, но уложилась в установ­ленный норматив и взяла первый финиш в трехдневной гонке. Маленькая победа вселяла надежду на успех, которая на время было совсем пропала. На финише поклонники автоспорта окружили машину, забрыз­ганную грязью от колес до крыши. Взрослые и дети с восторгом фотогра­фи­ро­вались на месте пилота и штурмана, у машины, снимали селфи с пилотом и штурманом. Узнав, что «Нива» практи­чески не отличается от завод­ского автомобиля, местные жители не скрывали гордости за отече­ственную технику, которая не подвела в суровых условиях гонки.

Затем на бивуак в Липецк оставалось доехать более 350 километров. «Нива» прибыла туда затемно, а впереди еще маячила замена КПП. Радовало, что в помощь механику команды прибыли еще 2 специ­а­листа из Тамбова – Алексей и Илья Куксовы. Было очевидно, что заклю­чи­тельный этап гонки машина точно не проедет на трех передачах. Ночь напролет трое механиков на ровной асфаль­товой площадке «колдовали» над автомо­билем. Штурман неподалеку работал с дорожной книгой следу­ющего дня. Пилот очищал от грязи метал­ли­ческую защиту картера и рулевых тяг «Нивы». Время от времени к россиянам подходили японские и французские механики. Механики двукратного триум­фатора «Дакара» Нани Рома с изумлением следили за работой российской команды. Их так впечатлило увиденное, что сам испанец Нани Рома, он же Хоан Рома Карарач – испанский мото- и автогонщик, высту­пающий в ралли-рейдах, выигравший Дакар в 2004‑м году в зачете мотоциклов и в 2014‑м в зачете внедо­рож­ников утром по пути на старт гонки остано­вился и пожелал пилоту тольят­тин­ского джипа успехов в преодо­лении сложной трассы.

СУ третьего дня был существенно сокращен. Вместо 180 с лишним километром скоростного участка из-за непре­рывных дождей и размытого чернозема, органи­заторы оставили небольшой «коротыш» в 89 километров. Коллектив «ATC racing team», понимая, что впереди финиш в Москве, принял твердое решение – эти 89 километров нужно проехать макси­мально аккуратно, но уложиться норматив и финиши­ровать на Красной площади. Другие варианты просто не рассмат­ри­вались. Сказать легче, чем сделать. На дистанции экипаж машины чуть было не отпра­вился в неверо­ятное много­обе­щающее пике с крутого размытого склона после брода, но машина смогла справиться с грязевой преградой. Прямо перед финишным створом кузов автомобиля стал нещадно молотить по заднему мосту. Окончательно перестали работать задние аморти­заторы, да и пружины подвески, похоже, то ли потрес­кались, то сильно дефор­ми­ро­вались. А «Нива» все же упорно шла вперед. На скорости 80 – 100 километров в час на прямых грунтовых отрезках СУ, и на 20 – 30 км в час на сложных боковых уклонах с высокой травой. Слишком велик был риск «оставить» колесо или перевер­нуться. В итоге, общими стара­ниями заветный финиш был взят. Оставалось добраться до Красной площади – проехать лиазон – заклю­чи­тельные 250 километров.

Каково же было удивление других спортс­менов, когда с маниа­кальным упорством, рыча мотором, гремя диском сцепления и шурша шинами, метановая «Нива» бодро въехала на брусчатку Красной площади у стен столичного Кремля! Взят финиш! Есть медали за прибытие на заклю­чи­тельную отметку россий­ского этапа SilkWay Rally 2018! Пусть лишь 6 место из 8 в зачетном классе Т2 и только 21 позиция в абсолютном зачете гонки. Главное, есть финиш, а это уже весьма и весьма значи­тельный результат!

Многим мастерам ралли-рейдов вовсе не удалось в этой гонке приехать в Москву своим ходом. Кто-то перевер­нулся, как экипаж Васильев-Жильцов на Mini Cooper. Кого-то КПП подвела именно на последнем СУ, как коллектив Царюк-Петенко на Mitsubishi Pajero Evolution или дуэт Охотников-Дегаев на ГАЗели Next. Даже много­опытная участница ралли-рейдов Анастасия Нифонтова, лидиро­вавшая на первых СУ гонки SilkWay 2018, не смогла прибыть в родную Москву боевым порядком – перегрелся и заклинил двигатель ее Toyota Land Cruiser 200. А мотор «Нивы» не заклинил. Да, экипаж не мог бороться за награды даже в зачете Т2, но машина достойно проехала гонку!

Пилот Максим Плюхин сразу после финиша гонки резюми­ровал: «Легким этот трехдневный марафон точно не был. Экипаж «Нивы» под номером 211 набрал изрядную пенали­зацию за невзятые на дистанции контрольные точки, но смог добраться до финиша, что исчер­пы­вающе доказывает конку­рент­но­спо­соб­ность метана как топлива и машины Lada как гоночного болида в ралли-рейдах. Команда «ATC racing team» благо­дарит всех, кто искренне желал удачи и поддер­живал нас в этой тяжелой борьбе с песками и грязью, техников и собственными нервами! Спасибо группе компаний «Альтернативные Топливные Системы», которая обеспечила участие экипажа в гонке! Сегодня мало людей по-насто­ящему поддер­живают автоспорт и спортсменов».

Автор текста Андрей Серегин, фото Анатолия Стрельченко, Антона Басанаева, Сергея Белякова и Антона Колоскова.

Поделиться:

Следующая Новость

Полицейские из Сызрани раскрыли кражу в электричке, которую совершили подростки-убийцы

Вт Июл 31 , 2018
Подозреваемым 13 и 18 лет, они украли у женщины, ехавшей в электро­поезде сумочку, а через несколько часов убили пожилого человека. О пропаже сумочки в полицию заявила 40-летняя пасса­жирка электрички «Пенза — Кузнецк», которая хватилась вещей, прибыв на конечную станцию. В сумке лежал кошелек с деньгами и личные вещи. Ущерб их владелица оценила в 4 тысячи рублей. Сотрудники Сызранского ЛО МВД России […]

Рубрики