Анатолий Белый: “Все творческое у меня в детстве было глубоко запрятано”

Анатолий Белый: "Все творческое у меня в детстве было глубоко запрятано" | CityTraffic

Знаменитый артист привез в Тольяттинскую филар­монию проект “Кинопоэзия”, поделился своими впечат­ле­ниями о городе и рассказал, почему детям необходимо знать стихи. 

Кинопоэзия” — проект Анатолия Белого, существующий с 2016 года. Это короткие 3 – 6‑минутные фильмы, созданные профес­си­о­нальными режис­серами и актерами. Их было снято уже около 20. Несмотря на короткий формат, это настоящее авторское кино. В проекте приняли участие Чулпан Хаматова, Сергей Безруков, Артур Смольянинов и другие знаме­нитые актеры. Авторы проекта интер­пре­тируют поэзию в кинема­то­графе.

В Тольятти Анатолий Белый привез одноименную чтецкую программу из четырех частей с эпилогом.

- Поэты, которых я выбрал сегодня, стали моими самыми любимыми, самыми созвучными со мной. Это Осип Мандельштам, Иосиф Бродский, Борис Пастернак. Не самые легкие поэты, и я хочу донести свое понимание их поэзии, и я уверен, что вы тоже услышите в этих строчках каждый свое, — сказал Анатолий Белый.

Тольяттинцы тепло приняли новый художе­ственный проект своего прослав­ленного земляка, а в финале Анатолий Белый побесе­довал с журна­ли­стами.

- Я учился сначала в 34‑й школе в шестом квартале, потом мы переехали в 11 квартал, и это была 59‑я школа, которую я и окончил, — рассказал Белый. — Встреча с однокласс­никами всегда удиви­тельна, всегда всмат­ри­ва­ешься, узнаешь, ведь я их не видел практи­чески с окончания школы, а в этом году мы отметили 30-летие с этого момента. Узнал почти всех.

Впечатления от города, в котором он вырос, у артиста оказались не самыми радужными.

- Я приехал в самую серость, распутицу, поэтому впечат­ления, если честно, не очень. Но, тем не менее, я добрался до школы, сфото­гра­фи­ро­вались возле школы, добрался до дома на улице Жукова. Если правду сказать, то ощущение такое, что город на ладан дышит. Но, может, оно обман­чивое, это ощущение…

- Места детские, конечно, всколыхнули массу воспо­ми­наний. Когда к дому подъехали, я не узнал ничего практи­чески, потом начал узнавать, потихоньку все прояс­нилось. Сердце забилось, конечно, когда подъехали к дому, на четвертом этаже которого жили родители. Оба города — и Тольятти, и Самара — оставили в сердце моем большой след, что там говорить, ведь и школа вся здесь, и занятия спортом в комплексе “Акробат”…

- Мама моя всю жизнь препо­давала в школе номер двадцать восемь немецкий язык, была филологом. Она препо­давала русский и немецкий языки и вела литера­турный кружок, сама увлекалась поэзией, читала в школе со сцены. Оттуда и пошла моя любовь к поэзии.

- Театр появился в моей жизни позже, но первое воспо­ми­нание, связанное с театром, когда во мне что-то всколых­нулось, было еще в школьные годы. Это был седьмой класс. Нужно было обяза­тельно посетить театр — и нас всех повезли в старый город. Привозил свой спектакль Нижегородский театр драмы, тогда Горьковский театр драмы еще. Это была какая-то пьеса, где человек после войны приходит, у него тяжелая судьба, он без ноги. В зале стоял такой гвалт, со всех школ согнали учеников, я сейчас понимаю каково было актеру играть в такой обста­новке: там и фантики, и переговоры какие-то детские… А меня это действие почему-то захватило. Я с интересом за ним следил, как-то он меня “забрал”, что называется. Персонаж там сидит в сумасшедшем доме и у него как бы такой “флешбэк”: он вспоминает, отматывает историю своей жизни и сбегает из этого дурдома в зрительный зал, такой режис­серский ход был. Его все время ловили в зрительном зале санитары и водворяли на место. Один раз остано­вился около меня, и его поймали санитары. Это проис­ходило рядом со мной, и вот первая вспышка театра для меня состо­ялась в этот момент.

- Потом ничего не было, я не занимался театром здесь вообще никак, я занимался спортом. Акробатикой занимался до конца 10-го класса. Театром я занялся уже в Самаре, когда учился. И меня посте­пенно утянуло в мир театра.

- Когда я учился позже в театральном училище им. Щепкина, у нас был экспе­ри­мен­тальный курс, не связанный с традицией Малого театра. К школе Малого театра мы не имели никакого отношения. Педагогом у нас на курсе была ученица Анатолия Васильева, нашего прогрес­сивного и гениального театрального режиссера, поэтому, когда я вышел из стен “Щепки” никакого Малого театра и в помине реально не стояло на горизонте, и путь туда мне был закрыт. Да, конечно же удача, несомненно везение в моей судьбе было, в большинстве случаев мне очень повезло. И я не гневлю Бога и конечно же просто говорю спасибо, что все так сложилось.

- В нашем проекте “Кинопоэзия” участвуют в основном молодые режиссеры. Как родился проект, даже и не знаю, наверное, просто в голову пришло. Я люблю поэзию, учу стихи для себя. К 2012 году сформи­ро­валась программа, дальше я сделал первый поэти­ческий спектакль “Триптих”. Но я понимал, что мне еще что-то хочется сделать со стихами. Мало уже было мне просто читать стихи, хотелось пойти вглубь. И вот в этом мне помогли молодые ребята. Выискиваю их повсюду — в МШК (Московская школа кино), ВГИК, ВКСР (Высшие курсы совре­менной режиссуры), новые появляются какие-то ребята, я смотрю, связы­ваюсь, приглашаю их — так вот это все варится.

- На сегодняшний день проект “Кинопоэзия” — это три человека: я, моя жена и техни­ческая поддержка “Студия Кедр”. Первоначально для нас важно слово, от его ритма, звучания создается образ. К этой тональ­ности подби­рается музыка. Мы приглашаем режис­серов участ­вовать в нашем проекте на конкурсной основе.

- Совместно с фести­валем искусств “Арт-окно”, география которого охватывает Курскую, Белгородскую и Оренбургскую области, у нас созрела идея как и какие стихи экрани­зи­ровать. Мы ограни­чились теми авторами, теми великими поэтами, которые жили в этих регионах или как-то сопри­ка­сались с ними. Мы запустили конкурс молодых режис­серов, чтобы они выбирали сами уже стихи этих авторов, приду­мывали сценарии, а мы будем снимать там “Кинопоэзию”.

- Дальнейшая жизнь этих кинопо­э­ти­ческих фильмов уже есть, и будет разви­ваться. Кроме Youtube нас показывает канал “Культура” а также 12 городских киноте­атров сети “Москино”, кинотеатр “Пионер”. Мы планируем пойти по сетевым каналам “Каро-фильм”, но там тяжело, потому что мы неком­мер­ческий проект. Мы же деньги не зараба­тываем, а наоборот у них отнимаем, тратя эфирное время.

- Повернуть сознание чинов­ников Минкульта к тому, что это нужно, очень тяжело. Они не понимают пользы проекта, не понимают, что с этим делать и куда наш проект вписать, в какую категорию. В опреде­лении формата именно и заключена проблема…

- Я думаю, что мы в этом году дойдем до Министерства образо­вания, ведь второй вектор нашего проекта образо­ва­тельный. Я очень хочу, чтобы наш проект стал хотя бы допол­ни­тельным, хотя бы факуль­та­тивным, инстру­ментом в изучении поэзии. Я сам в прошлом году ходил по 10 передовым школам в Москве показывал на открытых уроках эти фильмы. Три минуты ребята сидят смотрят, а потом мы начинаем общаться. Ребята начинают говорить, у них просы­пается интерес, идет процесс осмыс­ления стихов. Некоторые учителя говорят, что мы навязываем детям свое восприятие поэзии, но я считаю, что наш проект — это предло­жение, попытка разбудить творческое восприятие стихо­творного произ­ве­дения в зрителе, что бы фантазия ребенка проснулась.

- С чего-то надо начинать, ведь не у всех стихи идут сразу. Наш проект ориен­ти­рован на тех, у кого не рождается поэти­ческое восприятие, чтобы помочь этому рождению. Я и сам таким был — все творческое у меня в детстве было глубоко запрятано, у меня не было такой фантазии, чтобы сразу воспринять художе­ственное слово. И вот для тех, кто сидит “пустой”, у кого не рождается восприятие художе­ственного образа, в первую очередь и существует наш проект.

Ф. Гомина, фото автора

Поделиться ссылкой:

Следующая Новость

В Самаре и Тольятти в праздновании 1 Мая приняли участие тысячи людей

Вт Май 1 , 2018
После демон­страции жителей обоих городов ждала празд­ничная программа. Праздник проходил под тради­ци­онным девизом “Мир! Труд! Май!”. Многотысячная колонна предста­ви­телей трудовых коллек­тивов, участ­ников конкурсов профма­стерства, студентов вузов и ссузов, во главе с врио губер­натора Самарской области Дмитрием Азаровым, прошла в Самаре от улицы Ленинградской и до Студенческого переулка через площадь Куйбышева. - У нас есть все, […]
Анатолий Белый: "Все творческое у меня в детстве было глубоко запрятано" | CityTraffic

Рубрики