Квартет имени Давида Ойстраха: Наша мечта — возродить скрипичную школу в России

Квартет имени Давида Ойстраха: Наша мечта — возродить скрипичную школу в России | CityTraffic

Знаменитые музыканты выступили в Тольятти и рассказали о своих планах журна­листам.

Музыканты квартета — первая скрипка Андрей Баранов, вторая скрипка Родион Петров, альтист Федор Белугин и виолон­челист Алексей Жилин – очередной раз впечатлили слуша­телей своим необык­но­венным испол­ни­тельским мастер­ством, исполнив квартеты Ф. Шуберта, А. Бородина и Ф. Мендельсона, а также каприсы Н. Паганини.

На бис была представлена третья часть третьего квартета Дмитрия Шостаковича.

После концерта слушатели смогли получить автографы и сфото­гра­фи­ро­ваться на память с участ­никами квартета, а журна­листы задали музыкантам несколько вопросов.

В первую очередь речь зашла о программе “Всероссийские филар­мо­ни­ческие сезоны, под эгидой которой состо­ялось выступ­ление квартета. Федор Белугин (альт) подчеркнул, что в этом проекте крайне важен вопрос финан­си­ро­вания, которым занимается Минкульт РФ. Благодаря участию государства публика в российских регионах получила возмож­ность слушать музыку по доступной цене.

- Эта программа иници­и­рована Московской филар­монией и лично Алексеем Алексеевичем Шалашовым, ее генеральным дирек­тором, — расска­зывает Федор Белугин. — Она включает в себя как солистов, так и оркестры. В основном это филар­мо­ни­ческие коллективы и люди, которые офици­ально работают в филар­монии. Наш квартет не входит в состав филар­монии, но тем не менее органи­заторы проекта связались с нами, чтобы предложить сотруд­ни­чество. “Всероссийские филар­мо­ни­ческие сезоны” — это социально ориен­ти­ро­ванная программа, она позволяет услышать концерты публике по доступной цене. Первая задача — это привезти как можно большему количеству людей качественную музыку. Другая задача — при помощи этой программы развивать жанры, которых ощущается дефицит в стране или же они не востре­бованы.

Наш квартет выбрали, чтобы популя­ри­зи­ровать камерный жанр. Квартет — это ансамбль, союз четырех солистов. И программа “Всероссийские филар­мо­ни­ческие сезоны” помогает привозить не одного, а целых четырех солистов. Конечно, это большие затраты. А мы посетили порядка 40 или 50 городов благодаря этой программе примерно за два года.

В Тольятти мы уже неодно­кратно приезжали, и это один из самых близких для нас городов. Только фестиваль в культурно-просве­ти­тельском центре “Персона” десять дней проходил, мы бывали у вас порою несколько раз в сезон. И с оркестром симфо­ни­ческим играли, и отдельно камерную музыку исполняли. Конечно, с городом Тольятти у нас особые отношения. И в рамках проекта “Всероссийские филар­мо­ни­ческие сезоны” мы с радостью согла­сились посетить Тольятти.

- Расскажите, пожалуйста, про инстру­менты, с которыми вы высту­паете. Говорят, что вы подби­раете их каким-то особым способом. Почему вы их меняете? И как это на качестве звучания сказы­вается?

- Каждый музыкант постоянно находится в поиске, — поясняет Андрей Баранов (первая скрипка). — В первую очередь это не только и не столько инструмент внешний, а свой собственный инструмент, который у тебя в голове есть. Есть какой-то образ звучания, которого ты стремишься достичь. Под это ты подла­жи­ваешь все свое тело, работаешь над этим каждый день. Инструмент в этом смысле словно продол­жение твоего тела. Даже если у нас один инструмент, а есть такие музыканты, которым очень повезло — у них в совсем молодом возрасте есть потря­сающая скрипка или виолончель, или альт, и они всю жизнь на нем играют, инструмент каждый день звучит по-разному, и музыкант продолжает искать. На инстру­менте очень много можно всего менять, даже на одном инстру­менте, а если я не нашел еще инструмент своей мечты, который отвечает макси­мально всем моим потреб­ностям, то я продолжаю искать.

И потом, когда новую скрипку берешь, то проходит минимум полгода, пока она сливается с другими инстру­ментами квартета. Для квартета очень важно, чтобы все четыре голоса зазвучали так, как хотят сами музыканты. Баланс поддер­живать в звучании квартета — это, конечно, тяжелая и кропот­ливая работа. Нужно добиться слажен­ности, не убивая в себе солиста. Необходимо, чтобы музыканты, играли восемью руками сразу, как один организм, чтобы до публики каждая нота доносилась так, как надо.

Мы ищем новые краски, поэтому часто меняем наши инстру­менты. Хотим узнать, что лучше сочетается. В этом концерте были задей­ствованы скрипки итальян­ского мастера Джованни Батиста Гваданини. И, конечно же, это очень интересно для квартета — играть инстру­ментами одного мастера.

- У нас была мечта играть концерт на инстру­ментах какого-то одного мастера Страдивари или, допустим, Гваданини, — добавляет Алексей Жилин (виолончель).

- Насколько важен баланс харак­теров настроений и взаимо­от­но­шений между музыкантами? Насколько вы команда?

- У нас хороший баланс в этом смысле, хотя конечно мы все разные, — отвечает Андрей Баранов. — Есть и такие коллективы, где, несмотря на напря­женные отношения между музыкантами, музыка оказы­вается важнее, и на сцене они смиряют личное неприятие. Но у нас, слава Богу, все в порядке и в плане личного общения. Мы начали играть, уже будучи друзьями.

- Какую музыку вы любите исполнять сами?

- Вот какую играем — ту и любим, — говорит Андрей Баранов. — По крайней мере, программу мы сами выбираем. Нам пока что в этом плане везет. Правда, был один концерт в Париже в этом году, где нам предложили программу, но она была вполне достойная. Директор Парижской филар­монии попросил нас сыграть произ­ве­дения, почти совпа­дающие с нынешней программой, которую мы исполнили у вас на концерте. Там вместо Мендельсона был Шостакович.

- Как вы выбираете номера на бис? Это спонтанный выбор, или вы как-то плани­руете эти номера?

- Мы готовим ряд произ­ве­дений, четыре — пять потом по настроению смотрим, — объясняет Алексей Жилин. — Ведь после такого траги­че­ского квартета Мендельсона не пошла бы шуточная полька Шостаковича. Поэтому выбираем, как чувствуем. Но выбор, конечно, большой.

- С семьей Давида Ойстраха вы поддер­жи­ваете отношения?

- Да, конечно, — говорит Андрей Баранов. — Игорь Давидович живет в Москве. Стараемся поддер­живать отношения, но так как возраст его уже велик, то редко получается в последнее время. Лишний раз не хочется беспо­коить. С внуком Валерием мы чаще встре­чаемся. Он занимается препо­да­ва­тельской деятель­ностью в Брюсселе. Валерий Ойстрах — профессор Королевской консер­ва­тории в Брюсселе. Сын его, Роберт Ойстрах, начинает играть на скрипке. С ним мы пока еще не встре­чались. Ему четыре года, и он посте­пенно начинает осваивать инструмент.

- Как вы оцени­ваете состояние совре­менной скрипичной школы в России?

- Мне кажется, что в целом все хуже стано­вится, — говорит Алексей Жилин. — Есть какие-то люди, которые, безусловно, талант­ливые, работают замеча­тельно и воспи­тывают музыкантов. Но их, к сожалению, стано­вится все меньше. Раньше они были повсе­местно. Но сейчас многие разъе­хались по миру.

- У нас была мощная школа до революции, — продолжает Андрей Баранов. — В начале ХХ века был расцвет. После революции многие, конечно, уехали. Но и те, кто остались, возродили в СССР школу скрипичного мастерства, пришли новые люди, самородки — и была создана потря­сающая школа. Были созданы прекрасные условия для обучения, особенно после войны — “музыкальные десяти­летки” в Москве и Ленинграде, Одессе, то есть специ­альные музыкальные школы десяти­летнего обучения при консер­ва­ториях. Поэтому были потря­сающие результаты.

Но к 2000 году к сожалению, у нас в стране практи­чески никого не осталось. Очень много людей разъе­халось, и наша школа много потеряла. Отдельные кадры, конечно есть, но школа в упадке.

И наша мечта теперь — возродить былую школу в России. Это такой проект на будущее: собрать людей и сделать это опять для детей, создать эти замеча­тельные условия, как раньше, в лучшие годы, с ориен­тацией на совре­менную действи­тель­ность. Конечно, это все будет по-другому. Мы будем поднимать уровень и создавать новое. Российские музыканты сейчас по всему миру есть — те, кто хранят традиции.

Ф. Гомина, фото и видео автора

Поделиться ссылкой:

Следующая Новость

В Самаре автомобиль наехал на собственного водителя

Пт Мар 16 , 2018
Авария произошла марта 15 марта 2018 года на улице Строителей.  Как сообщает ГУ МВД по самарской области, 48-летний водитель оставил автомобиль напротив дома №93 по улице Строителей. Покинув свою “десятку” ‚он не принял мер, исклю­чающих самопро­из­вольное движение машины. Автомобиль покатился и совершил наезд на самого водителя,а затем и припар­ко­ванную “Chery A13”, которая […]
Квартет имени Давида Ойстраха: Наша мечта — возродить скрипичную школу в России | CityTraffic

Рубрики