На сцене Тольяттинской филармонии ансамбль «Алаш» продемонстрировал поклонникам этнической музыки способности тувинского горлового пения.
Ансамбль «Алаш» — трио мастеров горлового пения (хоомей), древнего искусства, развившегося среди кочевых пастухов Центральной Азии. Они неоднократно становились «народными хоомейжи» — победителями состязаний в горловом пении, организуемых регулярно в республике Тыва. Приемы хоомея у тувинских исполнителей отличаются индивидуальными особенностями от других подобных исполнителей Центральной Азии.
Певцы горлового пения используют свои голоса, чтобы имитировать звуки естественного мира — свист птиц, шум бегущих водных потоков, дуновение ветра, глубокий рык верблюда.
Музыканты ансамбля «Алаш» — хранители традиций горлового пения и, по мнению многих знатоков, талантливые наследники другой известной тувинской группы «Хуун- Хуур- Ту», не раз бывавшей в Тольятти.
Сегодня в ансамбле выступают «народный хоомейжи Тувы» 2007 года Бады-Доржу Ондар, «народный хоомейжи Тувы» 2015 года Аян-оол Сам и Аян Ширижик народный артист Республики Тыва с 2009 года.
Артисты активно гастролируют по миру. Первый тур по Америке состоялся в 2006 году, спонсировался он программой Open World Leadership Библиотеки Конгресса и Национального фонда искусств. С тех пор группа играла для американских зрителей еще не раз, приводя в восторг как аудиторию, так и представителей прессы.
В 2008 году «Алаш» принял участие в записи альбома «Jingle Of The Way» группы Bela Fleck and the Flecktones, который годом позже получил премию «Грэмми» в номинации «Лучший инструментальный альбом».
В иностранной прессе музыкантов сравнивают с покорителями дикого американского Запада и даже называют «ковбоями Востока».
- Так же, как западные ковбои играют на гитаре или банджо, тувинские ковбои часто сопровождают свои выступления струнными инструментами. Многие песни исполняются в ритме движения лошадей рысью или галопом по открытой земле, а инструменты часто украшают резные головы лошадей.
В Тольятти музыканты приехали в рамках первого всероссийского гастрольного зимнего тура. В городе они были впервые, но сразу нашли общий язык с публикой. Концерт проходил в обстановке дружеского задушевного общения. Музыканты охотно и интересно рассказывали об истории традиционных тувинских музыкальных инструментов, объясняли содержание песен и даже исполняли тувинские частушки.
Публика на концерте узнала, что, игил – издревле и по сей день — это двухструнный смычковый инструмент. Он является неотъемлемой частью жизни тувинского народа. Игил называют тувинской скрипкой. Его протяжный, плачущий звук веками сопровождал кочевников-животноводов. Этот музыкальный инструмент олицетворяет любимое домашнее животное тувинцев — лошадь. Его струны в старину изготавливали из волос конского хвоста, а конец струнного лада традиционно украшался фигурой коня. Одному из главных духовных символов жизни кочевника центра Азии — народному инструменту Игилу — придан особый статус «Достояния культурно-исторического наследия Республики Тыва.
Также артисты рассказали, что кенгирге — двусторонний барабан, обтянутый с обеих сторон кожей. Он пришел в Тыву вместе с буддизмом.
Музыканты поведали слушателям, что как правило поют они о прекрасном — чаще всего о лошадях, девушках и реках. Услышали тольяттинцы и песни, посвященные оленеводам и погонщикам лошадей, а также удивительной реке Енисей. В процессе выступления участники ансамбля неоднократно призывали тольяттинцев бережно относится к окружающей среде, лесу и недрам, которые должны сохраниться для наших потомков.
- Находясь на чужбине, на очень многие вещи начинаешь смотреть по-другому, многое начинаешь понимать и ценить, — рассказал как-то Бады-Доржу Ондар в беседе с журналистами. — Как будто бы смотришь на Туву со стороны, и для тебя открываются новые грани. У нас есть друзья, иностранные музыканты, которые в разговоре с нами делятся, что хотят жить, например, в такой-то стране, так как там хорошо. Я не понимаю этого. Я даже представить себя не могу, живущим где-то в другом месте кроме Тувы. Когда уезжаю на гастроли, не проходит и недели, как я уже начинаю тосковать по Туве, и мне безумно хочется домой.
Музыка, рожденная самой тувинской природой, всколыхнула в тольяттинском слушателе умиротворяющее чувство единения стихий, и зал, заполненный более чем на половину, благодарно внимал энергетике бескрайних пространств.
Ф. Гомина, фото и видео автора