Lada Urban: сначала в города, потом в горы

Что собой представляет старая добрая "Нива" знают все. Корреспондент "Сити Трафика" проехал несколько сотен километров на пятидверном внедорожнике Lada Urban, созданном на основе "Нивы", чтобы найти отличия от оригинала.

В качестве ликбеза для тех читателей, кто далек от настоящих внедорожников, напомним, что существует Lada 4x4, которую повсеместно с советских времен называют "Нива". Эта машина воплотила в себе неприхотливость, практичность, долговечность и множество других наилучших качеств. Автомобиль-трудяга, спортсмен и путешественник. На базе Lada 4x4 построены спортивные машины для ралли-рейдов, соревнований по трофи и джиппингу. Она служит на разных континентах мира, в различном исполнении от грузового пикапа до инкассаторской, полицейской или уникальной спасательной машины. Для рядового покупателя существенно расширена линейка комплектаций, выпускается "городская" версия Urban с тремя и пятью дверьми. Есть ряд особых серий вроде, Elbrus Edition или Anniversary. Все эти машины не только внешне, но и технически остаются той самой проверенной "Нивой". Их "сердце" – восьмиклапанный мотор объёмом 1,7 литра (его мощность 83 л.с.). Вместе с ним устанавливается пятиступенчатая механическая коробка передач.

Желание познакомиться именно с автомобилем Urban возникло в силу того, что производитель весьма амбициозно характеризует эту машину: "Комфорт, стиль, проходимость". В отличие от Lada 4х4 в её классическом исполнении, машины с приставкой Urban в длинном и коротком кузове оснащаются кондиционером, электростеклоподъемниками передних дверей, гидроусилителем рулевого управления, подогревом передних сидений, электропривод и обогревом наружных зеркал. Выходит, что это уже не совсем тот автомобиль, что был широко известен ранее. Тем более, внешне его отличает от "Нивы" наличие пластикового обвеса взамен привычных алюминиевых бамперов.

Есть отличия и внутри. По понятным причинам, здесь более вместительный багажник, который "лёгким движением руки" можно увеличить чуть ли не вдвое. Достаточно снять полку, поднять задний диван и опустить спинку заднего ряда сидений.

По случаю, был перевезен из пункта "А" в пункт "Б" домашний холодильник. Агрегат легко поместился в багажник, еще и место осталось.

В сравнении с короткой трехдверной версией у пятидверки есть еще одно неоспоримое преимущество – вместительная "галерка". Открыть дверь и занять свое место позади водителя или переднего пассажира – в разы удобнее, чем пробираться через открытую нишу передней двери. Кстати, сзади с двух сторон есть крепления Isofix для детских кресел. С точки зрения безопасности перевозки детей – очень полезная опция.

По результатам непродолжительной эксплуатации выявлено, что все заявленное оборудование работает. Кондиционер холодит, подогрев сидений греет. Из общих достоинств длинного кузова с коротким есть, как минимум, одно общее – высокая посадка и хороший обзор. Это несомненное преимущество над легковушками, маневрировать на длинном Urban легко и приятно.

Проверять проходимость длинной версии Urban взялись в песчаном карьере. Включенная блокировка КПП и понижающая передача вселяли уверенность в то, что не придется доставать буксировочный крюк, трос и искать трактор. Многочисленные отзывы из интернета о том, что длинная база испортила проходимость машины, в нашем случае не нашли подтверждения. Машина вскарабкалась в песчаную гору, съехала с нее, позволила не выбирать направления по песчанику. При активном штурме песчаных карьеров (между прочим, на самой обыкновенной летней гражданской резине!) ненадолго появился хорошо узнаваемый легкий запах разогретого масла раздаточной коробки. Машина при этом не перегрелась, не глохла и упорно карабкалась туда, куда ее направлял водитель. Лопата и трактор не понадобились. Нареканий нет.

При всех перечисленных выше положительных качествах машины стоит признать, что это далеко не иномарка класса "Люкс". Об этом ненавязчиво напомнил неравномерный зазор между верхней кромкой задней двери и крышей машины. Дополняла картину подвывающая раздаточная коробка. Эти характерные черты как бы намекали все время, что машина создана для работы, а все дополнительные опции – лишь штрихи к ее настоящему портрету.

С другой стороны, нельзя оставить без внимания такой факт. В случае с тестированием "Нивы" уже на третий стал подклинивать водительский ремень безопасности. Тогда днем пригревало солнце, а ночью еще стоял мороз, и, вероятно, из-за талой воды у нас немного заедал замок водительской двери. С пятидверной Lada Urban за неполную неделю эксплуатации таких проблем не возникло. Более того, рискуя навлечь на себя критику, обратим внимание, что качество материалов здесь действительно отличается. Очевидно, что изменился и подход к устранению выявленных недостатков. Это отмечалось еще в 2014 году нашими коллегами, которые выявили искривление кронштейна ролика натяжения привода ремня кондиционера в ходе ART-пробега "Покажи Россию", сообщили о дефекте специалистам АВТОВАЗа - и производитель решил проблему в течение двух дней! Такая внимательность и скорость реакции – дорогого стоят.

Для максимально объективности было опрошено два десятка жителей Тольятти и Самары из числа друзей и знакомы. Большинство из них владели ранее автомобилями ВАЗ, были и такие, кто сегодня эксплуатируют "Ниву" или Urban. Так вот, автомобилисты сошлись во мнении, что Urban - это машина не без явных огрехов. Упомянули перегрев двигателя при длительных дорожных пробках, существенный аппетит машины – называли даже "астрономические" цифры до 17-20 литров топлива на 100 километров в городском режиме. (Обращаем внимание, что расход зависит и от состояния мотора, качества топлива и, напрямую, от манеры езды, - прим. авт.). Единогласно была поставлена под сомнение "городская" ориентация машины с простым аргументом, что "Нива" - автомобиль не для города по своей природе. Логика, наверное, правильная, хотя с качеством наших дорог именно такая машина нужна в городе.

По расходам на топливо и эксплуатацию машины хочется обратить внимание непосредственно на стоимость пятидверной версии Urban. На момент подготовки материала этот автомобиль доступен за сумму порядка 550 тысяч рублей с небольшой копейкой. Машина с полным приводом по цене ниже "бюджетной" легковушки. Машина, где даже в самой дорогой версии нет магнитолы. Машина, которая при этом завезет почти куда угодно и успешно оттуда вывезет. Разбег стоимости обычной Lada 4x4 сегодня от 500 до 600 тысяч рублей.

Наконец, к мнению народных масс мы бы добавили еще субъективное замечание, что пластиковые бампера этой машине не нужны. Лучше совсем без бамперов, а то при штурме бездорожья выйдет как-нибудь казус вроде того, что у нас приключился в ходе теста Lada Xray.

Выражаем благодарность пресс-центру АВТОВАЗа за автомобиль, предоставленный на тест-драйв.

Андрей Серегин, фото автора и Майкла Токарева