Молодежный симфонический оркестр Поволжья отметил свое 15-летие

Оркестр дал юбилейный концерт на сцене Тольяттинской филармонии.

В эти дни в Тольятти проходит Международный фестиваль искусств "Классика Open Fest", посвященный 280-летию Ставрополя-Тольятти, 90-летию профессора Российской академии музыки имени Гнесиных А.А.Александрова, 25-летию Тольяттинской филармонии и 15-летию Молодежного симфонического оркестра Поволжья.

"СитиТрафик" побывал на юбилейном концерте МСО Поволжья и пообщался с его бессменным художественным руководителем и главным дирижером, профессором Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, заслуженным артистом России Анатолием Левиным, а также с инициатором и идейным вдохновителем проекта "МСО Поволжья", директором Тольяттинской филармонии Лидией Семеновой. 

- Насколько нам известно, на оркестр, в числе всего прочего, возлагалась определенная "дипломатическая" миссия – объединить государства и нации, усилить взаимопонимание между людьми, говорящими на музыкальном языке. Скажите, насколько за 15 лет она реализовалась?

Анатолий Левин: Все задуманное осуществилось, причем в большом объеме. Еще наши первые оркестры (1-2 сессии) включали в себя музыкантов из Башкортостана, Татарстана, Узбекистана, а к 2007 году мы работали уже с семью бывшими республиками Советского Союза (Белоруссия, Литва и другие). А потом к нам стали приезжать из дальнего зарубежья: Германии, Испании, Японии, Франции, Венгрии. С Испанией у нас были особенно тесные связи, музыканты оттуда приезжали на 6 сессий. Кроме этого, мы провели три совместных сессии в Испании, когда большая группа нашего оркестра выезжала в Андалусию и российско-испанский оркестр играл концерты в разных городах.  В этом году не получилось пригласить наших друзей из других стран по экономическим причинам. Но в дальнейшем, я надеюсь, мы продолжим поддерживать такие связи.

- У каждого музыканта своя школа, не говоря уже о разной культуре представителей разных стран. Как это влияет на взаимодействие в оркестре?

Анатолий Левин: Такой опыт взаимно обогащает. Каждый музыкант привносит что-то свое. Участники, приезжающие к нам, выступают в оркестре и сольно, и целыми ансамблями. Помню, как венгерские, французские и японские музыканты играли с нашими русскую музыку, а потом наши с ними - их. В 2013 году вот была сессия "Россия – Франция – Япония". Это очень полезный опыт, он всегда дарит радость и исполнителю, и слушателю. Кроме выступления симфонического оркестра, мы готовим и другие — камерные программы.

Лидия Семенова: Я бы добавила, что с деньгами любой сможет привезти именитых гостей, попробуй привезти их без денег. И какая бы ни была ситуация, пусть даже не очень большой состав, мы всегда стараемся провести это интересно и готовы работать с любым составом, пусть даже наполовину юношеским, как в этом году.

Анатолий Левин: Да, когда я увидел, сколько юных ребят в этом году, то насторожился, получится ли у нас? Раньше у нас было два состава: старший и младший, а теперь только старший. Часть ребят, которые играют в этом году, по возрасту однозначно больше подходят для юношеского оркестра. Самым младшим по 14 лет, они еще школьники, но мы их растим. Например, в этом году у нас было два концертмейстера - Варвара Баскова и Татьяна Угольникова, обе начинали когда-то с младшей группы. А в первом составе концертмейстером была Татьяна Кузнецова из Самары, которая сейчас работает в оркестре Владимира Спивакова. Из первого состава вышла и наша первая скрипка филармонии Анна Шаталова. Продолжать можно еще долго.

Ребята проделали колоссальный путь для себя, и мы не без основания думаем, что участие в оркестре стало хорошим трамплином для них, они стали конкурентоспособны и при отборах в оркестры, и при поступлении в вузы.

- Как вы отбираете людей в оркестр?

Анатолий Левин: Как правило, мы приглашаем тех, кого уже знаем либо по прежним сессиям (примерно треть обычно составляют участники прошлых сессий), либо я знаю их как своих студентов. Кроме того, у нас на сайте есть форма для подачи заявки на участие, там нужно заполнить анкету и прикрепить аудиозапись. Также просто выглядываем интересных ребят в интернете и приглашаем их.

Лидия Семенова: Например, в интернете увидели Азиза Шохакимова, он был вундеркиндом у себя в Ташкенте. Интересно, что в детстве у него был просто ангельский голос, но когда его показали профессору Неймеру, тот увидел в нем задатки талантливого дирижера, и стал его учить. В 2003 году мы пригласили Азиза и его профессора приехать к нам на сессию, с ними же приехали еще несколько талантливых музыкантов. Для нас всех это тогда был большой опыт, все-таки другая страна. Сейчас Азиз очень популярен. Таким же образом я нашла и Максима Емельянычева, а Валентин Урюпин приехал нам как солист, играющий на кларнете, и на сессиях начал дирижировать. В этом году среди новых участников - музыканты из Нижнего Новгорода, а началось все с того, что я увидела в интернете скрипача Андрея Ильина, он показался мне интересным, профессиональным - и я написала ему. В итоге он не только к нам приехал, но и привез ребят из своего квартета.

Анатолий Левин: Когда задумывали оркестр, я хотел, чтобы он был пронизан камерными ансамблями. Когда у них есть навык ансамблевой игры, они чувствуют друг друга, даже сидя в разных точках оркестра, им все равно легче объединяться и вливаться.

- Сколько всего было сессий?

Анатолий Левин: Около 30. Сейчас мы их проводим только летом, а раньше были еще и зимние сессии.

- Проходит какая-то работа с оркестрантами за пределами оркестра?

Анатолий Левин: Да, за пределами оркестра оно все уже идет само. Ребята знакомятся, сплачиваются, начинают придумывать новые проекты, объединяются в квартеты, ансамбли. Как-то раз Валентин Урюпин собрал ребят для исполнения сложнейшего произведения Шуберта. Потом они же его сыграли на московском фестивале в оркестре, которым руководил тоже наш солист МСО Сергей Антонов. Конечно, тут и общение, и такая молодежная тусовка. У нас тут очень много браков возникло, кстати, уже со счета сбились.

Наша задача - приобщить ребят к музицированию, чтобы они это полюбили и поняли, что, как сказал Даниил Крамер, музыка сильнее любого наркотика. Как-то раз он участвовал в одной из сессий, и ребята в тот год подготовили небольшой капустник. Устроили танцы под живую музыку. И тогда Крамер отодвинул клавишника – и играл часа два без перерыва, его одежда вымокла насквозь. И ребята так прониклись этой энергетикой… Кто-то сказал: "И никакого пива не надо". Музыка - очень сильная вещь. И ребята у нас собираются очень трудолюбивые, которые действительно любят музыку. Когда за окном жара, они вместо пляжа идут на репетиции. Я считаю, что это очень профессионально с их стороны.

* * *

Первую часть юбилейного концерта открыла Симфония № 2 ре мажор Людвига Ван Бетховена. Дирижировал Анатолий Левин. Во второй части концерта оркестром дирижировали стажеры Вячеслав Чиркунов, Аллаяр Латыпов и уже опытный дирижер симфонического оркестра филармонии Владислав Ивановский. Со сцены прозвучали фрагмент из балета "Жизель" Адольфа Адана, , "Грустный вальс" Яна Сибелиуса и другие. Соло на скрипке исполняла София Насибулина (Дж. Уильямс. Мелодия из кинофильма "Список Шиндлера"), также солировали кларнетист Артем Ванян (В.А. Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром ля мажор) и трубач Владимир Пинялов (Й. Гайдн. Концерт для трубы с оркестром ми - бемоль мажор и Л. Андерсон "Колыбельная трубача").

В завершении в неформальной обстановке музыканты исполнили "Сувенир" Виктора Полторацкого, в качестве солистов выступили концертмейстеры - участники МСО прошлых лет, скрипачи Дмитрий Денисов и Варвара Баскова.

И, наконец, все прошлые и нынешние участники оркестра, которые были в зале или за кулисами, присоединились к тем, кто на сцене, и все вместе исполнили "Радецки-марш" Иоганна Штрауса.

Екатерина Хрипко, фото Николая Жукова