В Тольяттинской филармонии прозвучала симфония в честь Самарской Луки

"Симфонию Жигулей" написал тольяттинский музыкант и композитор Владимир Четвертаков.

На ежегодном фестивале искусств "Классика Open Fest" Тольяттинской Филармонии 24 августа Русский оркестр исполнил премьерную "Симфонию Жигулей", воспевающую историю местного края. Автором ее стал тольяттинский музыкант и композитор Владимир Четвертаков, дирижировал оркестром Василий Кормишин.

Симфония состоит из пяти частей, каждая из которых рассказывает о прошлом Самарской Луки, историях которые происходили на этой земле, и о людях, которые были их героями. Краевед Юрий Рощевский провел небольшой исторический экскурс и сопроводил каждую часть симфонии небольшим рассказом о былых временах.

Первая часть называется "Бориславна – богатырша" (см. видео ниже). И если обычно в художественных произведениях воспевается мощь и доблесть богатырей, то в этом случае воспевалась сила духа и тела богатырш. Юрий Рощевский пояснил, что в Самарской  Луке их было больше, чем где-либо. Для вольнолюбивых казаков, которыми также был населен этот край, главным приоритетом всегда была свобода, а богатыршами двигала любовь. Не так важно будь это любовь к своему краю или к своему богатырю, главное, что именно это чувство наделяло женщин силой и отвагой.

Русская амазонка Бориславна возглавляла воинские походы, ходят легенды о сокровищах, спрятанных ей в Жигулевский горах. Большую часть своей жизни воинственная женщина посвятила завоеваниям. Даже любовь к ней пришла во время сражения: по преданию, Бориславна влюбилась в ходе рукопашного боя с одним из своих противников.

Вторая музыкальная тема рассказывала о "Нашествии". Вообще-то, земли Самарской Луки помнят не так много сражений. Самое кровавое из них случилось аж 781 год назад. Но зато жители края постоянно ходили в военные походы. Среди воюющих были как служившие на государство казаки, так и вольнолюбивые, которые, как правило, не ладили с властями. Но чувство патриотизма всегда брало вверх.

"Тайна Каменной Чаши" – следующая тема. Эта территория окутана любовью. По преданию, там есть ручей, который олицетворяет оплакивание любимых.

Четвертая часть – "Ночная песнь у берега Волги". Она передает атмосферу ночной тишины, спокойствия, застывшего в Жигулевских горах, мелодия рисует картины ночной Волги, слышится плеск волн, скрип от покачивания лодки, дуновение мягкого ветра.

И заключительная часть – "Жигулевская вольница". Как следует из названия, она посвящена теме свободы. Как уже было сказано, на территории проживали вольные казаки. Кстати, есть мнение, что разбойные дела, которыми промышляли вольнолюбивые казаки, должны быть страшными и кровавыми, однако, на деле они были не столько кровожадны. Например, они не всегда убивали или причиняли еще какой-то вред купцам, которых грабили. Часто они совершали грабеж без рукоприкладства, оно шло в ход, если попытка ограбить человека "мирным" путем не удавалась.

Говоря о всей симфонии Юрий Рощевский подчеркнул, что эти композиции, подбор мотивов, которые рассказывают о тех временах,  – это видение их автором, и  истина не всегда существует как нечто возвышеннее и объективное, иногда одно понятие заключает в себе множество различных взглядов. Для сохранения истории края и формирования культурного наследия такой творческий плюрализм, безусловно, важен для нас.

Екатерина Хрипко, фото и видео автора