Психологи из Тольятти рассказали, что могло двигать детьми, убившими котенка в прямом эфире

По мнению специалистов, жестокость почти всегда связана с "травмой привязанности", а реакция взрослых, призывающих к расправе над детьми, - сигнал о том, что нужно менять систему взаимоотношений в целом.

Самарская область содрогнулась, увидев кадры, на которых девочки из Кинеля в прямом эфире соцсети убивали котенка, ударяя его о стену. При этом та, что постарше, учила младшую, как именно нужно издеваться над животным.

Глава СКР Александр Бастрыкин дал поручение СУ СКР по Самарской области провести доследственную проверку по факту появившихся сообщений в СМИ об этой истории. Проверка установила, что девочки воспитываются в благополучных семьях.

Тем временем Следственный комитет вынужден был призвать граждан к порядку и гуманности, поскольку в настоящее время, как сообщает ведомство, в городе развернута откровенная травля детей. Подменяя процессуальные органы, некоторые граждане пытаются совершить самосуд над девочками и наказать виновных в происшествии.

"СитиТрафик" обратился к двум психологам из Тольятти - Ирине Тюшевской и Ирине Малышевой - с вопросами о том, чем могла быть вызвана агрессия "благополучных детей", и как расценивать шокирующую ответную агрессию взрослых.

- Совершенно очевидно, что это агрессия, но адресованная не животному, а скорее окружающему социальному миру, точнее его несправедливому устройству, – говорит Ирина Малышева. - Как ни печально, но убийство животного - это средство заявить миру о себе и сказать, что он полное дерьмо. Именно поэтому и выложен ролик в интернет, чтобы вызвать резонанс. Общий лозунг: "Почему всем можно делать гнусные вещи...". Девочкам нужно было не убийство (это видно по их действиям), а эпатаж и имидж оторвы, который можно предъявить публично.

Ирина Тюшевская связывает детскую жестокость с привязанностью, а также с невыраженными желаниями и чувствами.

- Где есть жестокость, там практически всегда есть "травма привязанности", - отмечает Ирина Владимировна. - Это извращенная любовь, и, как бы дико это не звучало, агрессия - напряженная форма запроса той самой … любви.

По ее словам, агрессивное поведение детей часто возникает из-за невыраженных желаний, потребностей или чувств. Жестокий человек не может отдавать, потому что давать означает проявлять любовь. Если ребенок растет относительно свободным в выражении своих чувств и желаний, он счастлив, то склонности к жестокости просто неоткуда произрасти.

- Жестокость детей вырастает из жестокости, которую проявляют к ним взрослые (реже сверстники), - продолжает Ирина Тюшевская. - Когда ребенка унижают, подавляют, проявляют по отношению к нему психологическое или физическое насилие (оскорбления, шантаж, равнодушие, систематические физические наказания и т.д.), он не может не захотеть "слить" это все. Кого он выберет для этого? Конечно, того, кто младше, слабее, беззащитнее…

Агрессия со стороны граждан также может иметь несколько причин, отмечает Ирина Малышева.

- Такая ситуация, конечно, вызывает страх. А страх провоцирует две ответных реакции: по теории стресса это или бегство (все фигня, и знать ничего не хочу), или агрессия (и тогда мы читаем такие страшные комментарии). Есть группа людей изначально жестоких, которым данная ситуация хороший повод безнаказанно проявить свою собственную агрессию.

Есть инструментальные вещи: люди не злые и не боятся, но они просто привыкли себя так оголтело вести. Видим же мы матерей, которые матом орут и лупят своих детей, - у них такой способ взаимодействия, – считает Ирина Владимировна.

Ирина Тюшевская считает, что подобная реакция взрослых - "звоночек" о том, нужно менять систему в целом.

- Да, этот поступок поражает. Да, это возмущает. До глубины души. Читаю комментарии. Отдельные люди выкрикивают лозунги: "Сделать с ними то же самое", "Расстрелять", "Казнить", "Кто их родители?" и т.д. Хочется сказать: Чем же мы отличаемся в этот момент от них самих? Что слышат и видят в эти моменты наши дети? А ведь среди возмущавшихся есть и те, кто выкидывает в мороз котенка на улицу, за то, что, тот гадит или дерет мебель. Разве не так? Разве это не акт жестокости?

Важно менять систему в целом. Важно перед тем как взять в дом животное, сесть и прикинуть: а сможем ли мы? И нести за это ответственность: перед собой, перед детьми, перед животным, перед законом, наконец, - комментирует Ирина Владимировна.

Психолог отмечает, для того чтобы подобные ситуации не повторялись, важно формировать у детей чувство эмпатии: говорить о чувствах, позволять проявлять их, не наказывать за них, а помогать ребенку управлять ими.

Справка:

Малышева Ирина Владимировна - старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологии ТГУ, научный руководитель ДОУ 116 для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Тюшевская Ирина Владимировна - семейный детский психолог, психотерапевт высшей категории, руководитель центра семейной психологии Ирины Тюшевской.

Подготовила Анна Соколова