популярные видео
Самарским пивоварам портят жизнь контрафакт и запрет на продажу "полторашек"
В Самаре во время круглого стола пивовары, продавцы и представители власти обсудили новые законы и рассказали о ситуации на рынке, в том числе с незаконным оборотом.
Уже почти 10 лет пивовары работают в ухудшающейся экономической ситуации. Как рассказала управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Урал-Поволжье компании "Балтика-Самара" Виктория Агапова, с 2008 года наблюдается падение рынка на 30 процентов, а развитие сдерживает сложная экономическая ситуация, девальвация рубля, рост акцизов и в какой-то степени введение системы ЕГАИС. По итогам первого полугодия 2017 года отмечается снижение производства на 4 процента.
На спрос влияет контрафакт
По мнению руководителя департамента регулирования оборота алкогольной продукции министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Валерия Тихонова, контрафакт составляет примерно 30 процентов рынка. Он отмечает, что цифра это неточная, а судить об объемах по количеству изъятого не совсем корректно. Кстати, по количеству изъятой продукции наш регион находится на 20-м месте по всей России.
Когда говорим о контрафакте, речь идет о нелегально ввозимом пиве. Поддельного, которое может навредить потребителям, на рынке практически нет. Как рассказал генеральный директор ООО "Золотой хмель" Евгений Худанов, пиво – это не водка, которую можно достаточно легко подделать и разливать в любом подвале. Тут нужна технология, соответствующее оборудование и немало времени. Поэтому, когда мы говорим о контрафакте, то имеем в виду продукцию, нелегально завезенную из соседних регионов или сопредельных государств (кстати, чаще всего завозят из Казахстана).
Ранее контролировать ввоз пиво было практически нереально, поскольку при пересечении границы не требовались сопроводительные документы. Как рассказал Тихонов, доходило до того, что правоохранители могли остановить фуру с пивом, а водитель отвечал, что везет все это для личного пользования. Теперь такая лазейка устранена. С 1 августа текущего года перевозить через границу можно провозить только 10 литров алкоголя.
Хотя при реализации на торговой точке сопроводительные документы необходимы, на деле мало кто из потребителей их спрашивает, тем более, некоторые нерадивые продавцы их подделывают.
Контрафактный алкоголь больно ударяет по пивоварам, поскольку продавцы берут в реализацию более дешевое пиво, чем то, что им предлагают легальные крупные компании. С контрафакта они не платят акцизов, складывая всю прибыль себе в карман. А потребитель не особо ощущает подмену. Цены те же, а случаев отравления пивом в регионе в этом году не было, рассказал заместитель начальника отдела по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Самарской области Владимир Жернов.
По словам Валерия Тихонова, не все легальные производители показывают свои реальные объемы производства, что также отражается на статистике производства.
Что же касается точек, где производят крафтовое пиво, то их вклад в рынок довольно мал.
Сколько не продавай – все равно возьмут нужное количество
В России с 1 июля текущего года запрещена розничная продажа пива в ПЭТ-упаковках объемом более 1,5 литра. Производители недоумевают, чем вызван этот запрет.
- Что такое 1,5 литра? Это норма потребления на человека, больше которой нельзя? А материал? Чем двушка или трешка отличается от полуторалитровой бутылки? Если человек пришел за тремя литрами, то он столько и возьмет. Просто вместо одной трешки на свалке будут валяться две полтарушки! - говорит Евгений Худанов.
Хотя производители заявляют, что этот запрет, безусловно, отрицательно сказывается на продажах, Валерий Тихонов отмечает, что определенный отток имеется, но он не критичный. Он даже отметил, что сейчас некоторые практикуют розлив в трехлитровые банки, как в Советском Союзе.
Кстати, по словам Жернова, при покупке разливного пива, продавец должен предоставлять тару бесплатно и не отказывать наливать в свои бутылки. Так, пункт 8.11 "Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" гласит, что отпуск неупакованного продовольственного сырья и пищевых продуктов осуществляется в упаковочных материалах или в чистую тару потребителя. Часто продавцы отказывают наливать пиво в тару покупателей, мотивируя это тем, что нельзя наливать в грязную, что действительно может быть. Однако достоверно определить, есть ли в бутылке покупателя какие-то вредные вещества, нереально, если, конечно, нет каких-то явных на то признаков.
Вячеслав Сорокин, фото: пресс-центр "АиФ"