Тольяттинские музыканты играют на бокалах в 4 руки

Андрей Попков и Алексей Филин создали свою стеклянную арфу из 51 бокала.

Играть на бокалах друзья Андрей и Алексей начали относительно недавно - два месяца назад, хотя музыкой занимаются с детства. Обоих родители привели в тольяттинский лицей искусств. Потом была консерватория, которую ребята успешно окончили. Сегодня они выступают на сцене тольяттинской филармонии и играют на баяне.

Идея освоить игру "на бокалах" появилась спонтанно. До этого много слышали и читали о таком феномене в музыке. В России музыкантов, играющих на этом инструменте, можно пересчитать по пальцам – их менее десятка. Андрей и Алексей - единственные в Самарской области, кто играет на стеклянной арфе. К тому же их музыкальный инструмент, состоящий из 51 бокала, является крупнейшим в стране. Свой дуэт ребята назвали "Сомелье duo".

- Попробуйте сыграть хотя бы на одном бокале, – говорит Андрей. – Для нас это был творческий вызов!

Такой творческий вызов требовал серьезной подготовки. Для того чтобы собрать стеклянную арфу из коньячных и винных бокалов разного размера (именно они подходят для игры), нужны были время и средства. Сначала, конечно, пробовали на том, что находили у себя дома или у друзей. Но потом поняли, что для профессиональной игры нужен серьезный инструмент, с полным звукорядом. Сбором стеклянной арфы занимался Андрей. Ездил по магазинам и искал ту посуду, из которой можно будет извлечь нужный звук.

- Нужно найти тонкое стекло, чтобы бокал звучал,  – говорит Алексей.

Когда все бокалы были куплены, встал вопрос об их грамотном и удобном расположении.

- Открою небольшой секрет: наши бокалы расставлены по хроматическому звукоряду, как на баяне, - говорит Андрей. - То есть, если всю нашу установку повернуть вертикально, она будет соответствовать баянной клавиатуре. Благодаря тому, что мы баянисты, нам не приходится думать, где и какая нота находится . То, что мы с детства использовали именно такое расположение клавиш, значительно облегчает нам задачу. Если расставить бокалы так, как расположены клавиши на фортепиано, будет очень длинно и неудобно.

- При этом мы не стремились к какой-то конкретной цифре: собирать стеклянную арфу, к примеру, из ста бокалов, - говорит Алексей. - Просто сделать диапазон шире, чем позволяет этого 51 бокал, очень сложно. Для этого нужны какие-то специальные бокалы. Ведь чем выше звук, тем сложнее его извлечь, а внизу пришлось бы использовать просто огромные бокалы, объемом более литра. Таких в продаже практически нет.

Каждый раз бокалы настраиваются с помощью обычной воды. Жидкость музыканты наливают в умеренном количестве. Самый большой бокал вмещает литр воды.

- Я настраиваю бокалы еще с помощью тюнера, – рассказывает Алексей. – Это устройство показывает высоту ноты в герцах. На выступлениях это позволяет нам быстро настроить инструмент. Хотя у обоих абсолютный слух, и на репетициях мы настраиваем инструмент, полагаясь только на него.

- Каждый бокал имеет определенный тон, - объясняет Андрей. - То есть у пустого бокала высокий звук, но если налить в него воду, то тон звука станет ниже. Естественно, злоупотреблять этим нельзя, ведь чем больше воды в бокале, тем хуже звук. Чтобы настройка не занимала слишком много времени, на бокалах мы сделали специальные пометки, они помогают приблизительно определять, до какого уровня нужно долить воды.

По словам музыкантов, для игры на бокалах нужен не только абсолютный слух, но и хорошая моторика. А также очень важна ловкость рук.

- Для каждого бокала нужно подобрать свою манеру прикосновения, - говорит Андрей. - Например, чтобы сыграть высокую ноту, необходимо провести по горлышку косточкой пальца на стыке фаланги, а чтобы сыграть низкую ноту, необходимо провести по бокалу подушечкой пальца. При этом руки, как отмечает Алексей, никогда не устают, а вот спина и шея в процессе игры постоянно затекают.

- Каждый бокал требует своего подхода, – говорят музыканты. – Для того чтобы во время игры он не зазвенел и не заскрипел, надо понимать, что это изначально не музыкальный инструмент, а бокалы для питья. Требовать от них идеального удобства для музыкантов не приходится.

Учились этому искусству ребята сами. Пока игра на бокалах – любительское занятие: в интернете можно найти видеоролики с игрой на хрустальной арфе, но вот информации для желающих этому научиться практически нет.

- Мы ориентировались на польский коллектив, – рассказывает Андрей. – Они, конечно, не баянисты, но расстановка бокалов у них похожая. Они играют с симфоническими оркестрами, ездят по всему миру, для них пишут музыку даже. Но назвать их нашими кумирами, скорее всего, нельзя. Понимаете, эта не та сфера, где можно вычленить каких-то суперталанты: слишком мала конкуренция.

Что касается репертуара, музыканты пытаются держать баланс между классикой и более доступной музыкой, рассчитанной на массовую аудиторию. По словам Андрея, сейчас очень мало любителей именно сложной классической музыки. Поэтому ребята стараются исполнять известные всем произведения, например, мелодии из кинофильмов или же популярную классику.

- Наша фишка в том, что мы делаем акцент на полностью живом исполнении, -говорит Андрей. - Именно поэтому нас двое. Все, кто играют по одному, делают это в сопровождении фонограммы. Одному, каким бы ты ловким не был, невозможно охватить всю фактуру музыкального произведения. Нас же привлекает именно чистое звучание стекла, именно оно завораживает и очаровывает. А простая игра мелодии "под минус" нам не интересна. У нас есть одно (всего одно) произведение, которое мы играем в сопровождении фонограммы. Но в этом случае она служит созданию нужной атмосферы, а не подменяет собой недостающие элементы музыкального произведения. Я обычно играю мелодию, а Алексей ведет басовую линию и гармоническое заполнение, но такое разделение мы используем далеко не всегда.

В будущем музыканты планируют ездить по городам и давать концерты, а может быть даже играть с оркестрами. Но пока они оба учатся и совершенствуют свои навыки. Помогает им в этом интернет, где ребята находят весьма впечатляющую информацию. Так совсем недавно Алексей узнал о бокалах интересный факт.

- Считается, что стеклянную гармонику изобрел Бенджамин Франклин. Она отличается от стеклянной арфы тем, что это специальная крутящаяся палка, на которой закреплены стеклянные диски. Внизу этого инструмента на поддоне налита вода. Физически принцип тот же – касание пальца стеклянной поверхности. Только если мы смачиваем пальцы перед игрой в воде, то там это делать уже не надо. Ведь бокалы сами крутятся, и в процессе вращения на них уже попадает вода, – рассказывает музыкант.

Справка:

Первые упоминания об игре на винных бокалах датируются XII веком в Китае, XIV - в Персии и XV веком в Европе.
Хрустальная арфа ("поющее стекло", "поющий хрусталь", "ангельский орган", "призрачная скрипка") известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к их краям. В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным, инструментом, который он назвал "серафим" или "музыкальные стаканчики". Успех был так велик, что уже через несколько лет в Лондоне выступил солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил "концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой".

 Беседовала Анна Соколова, фото и видео из архива героев