популярные видео
Наталья Тарасенко: "Знания нужны для того, чтобы ими пользоваться"
О том, как не стать заложником клипового мышления и воспитать в себе человека читающего, "Сити трафику" рассказала педагог по русскому языку и литературе в школе № 90 Тольятти Наталья Тарасенко.
Рассуждая о восприятии текстов современными детьми, многие педагоги высказывают мнение о том, что большое количество полученной во время учебы в школе информации остается у человека невостребованным: ученики тратят время на усвоение "неприкладных" знаний, проходят литературные произведения, смысла которых не понимают, и вместе с тем не всегда способны сформулировать коротко свои мысли на уровне более сложном, чем отправка сообщения в мессенджере.
В качестве одного из путей решения проблемы некоторые предлагают освободить школьную программу от наиболее "сложных", не по возрасту, произведений. Такое мнение высказывала, например, побывавшая недавно в Тольятти кандидат педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик ГАОУ ВО "Московского городского педагогического университета" Елена Романичева.
- В 1987 году, 30 лет назад, "Уроки французского" включались во внеклассное чтение в 9-м классе. Сейчас дети проходят это произведение в шестом классе. Или представьте стихотворение "Когда волнуются желтеющие нивы…" в пятом классе. Что ребенок может из этого стихотворения понять? - говорила она во время своего выступления.
Тольяттинские педагоги с этим предложением не согласились. По наблюдению учителя русского языка и литературы школы № 90 Натальи Тарасенко произведения, подобные "Урокам французского", направлены на воспитание в ребенке тех человеческих качеств, которые пригодятся ему в жизни.
- "Уроки французского" дети очень любят, – говорит Наталья Анатольевна. – Произведение достаточно хорошо воспринимается школьниками в этом возрасте. Повесть Валентина Распутина способна научить ребенка сочувствовать людям, преодолевать трудности. Это произведение организует человека, ставит перед ним цель.
- Какие произведения, на ваш взгляд, сложно воспринимаются школьниками?
- Я таким произведением считала рассказ Ивана Алексеевича Бунина "Кавказ". Но дети меня удивили. Мы с учениками 8-го класса проходили циклы произведений Чехова, Бунина и Куприна. На одном из занятий я сказала ребятам, что сейчас мы будем читать небольшое произведение Куприна "Куст сирени", а с "Кавказом" Бунина предложила им ознакомиться, если захотят, дома. После чего услышала от учеников: "А почему мы его не будем читать, если оно идет по программе?". И я этому удивилась! Мне показалось, что это произведение рановато с ними разбирать. Потому что в основном там затронуты "взрослые" проблемы. Хотя честь семьи, честь жены, честь офицера всегда, конечно, актуальны. С другой стороны, мне кажется, что вот такое мое предложение подстегнуло их, и они прочитали это произведение сами. А потом еще бурно обсуждали его в классе!
- Наталья Анатольевна, какие современные произведения, на ваш взгляд, наоборот, можно и нужно добавить в школьную программу?
- Сейчас очень много литературы детям предлагают различные сайты для подготовки к экзаменам или просто для досугового чтения. На мой взгляд, очень хорошо идут произведения Бориса Екимова, детские произведения Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского. Ну, и, конечно же, Анатолия Алексина.
- А как вы считаете, Интернет может помочь детям в изучении литературы? Или бумажная книга по-прежнему лучший способ усвоить тот или иной рассказ?
- Бумажные книги хороши тем, что на уроке в процессе чтения какого-либо произведения дети могут делать закладки, возвращаться к прочитанному, чтобы проанализировать то, что задал учитель. Но и от электронных книг не стоит отказываться, они удобны, например, в поездках. Сама часто пользуюсь электронной книгой, когда нахожусь в дороге. Что касается Интернета, то дети очень хорошо с его помощью ищут информацию. Но воспользоваться ей могут не все. В таком случае мы с учениками на уроке пробовали создавать так называемые "буктрейлеры". Сначала это было в печатном виде: рисовали слайды и развешивали их на доске. В следующий раз они уже создавали ролик на компьютере. Поэтому могу с уверенностью сказать, что есть дети, которые разбираются в новых технологиях, пользуются Интернетом и при этом любят читать. А есть другие, кто очень тяжело читает. Их я тоже пытаюсь заинтересовать созданием таких клипов. К примеру, по произведению Ивана Сергеевича Тургенева "Бежин луг" они искали информацию по каждому герою, потом эти портреты раскладывали на клипы не в компьютере, правда, а на доске. И тогда ребята все-все-все знали про своего героя.
- С появлением Интернета и различных мессенджеров, и дети, и взрослые научились писать короткие сообщения. Однако многие исследователи считают, что умением сформулировать свою мысль обладают немногие из пишущих. Как научить ребенка писать кратко и по существу?
- То, что ты пишешь, всегда должно быть от души, чтобы оно затронуло, заинтересовало тебя, чтобы захотелось написать текст. В школе детей учат писать сочинения, и сейчас это происходит по шаблонам, которые навязало детям ЕГЭ. Но все равно, хочу сказать, что встречаются настоящие творческие работы при подготовке к экзамену. Дети пишут интересные сочинения, которые не всегда построены по линейной композиции, как это требуется. Школа даже готова принимать такие работы. А вот как научить их писать кратко? Зачем их учить писать кратко? Главное, по существу. Я попыталась в пятом классе провести с учениками такое упражнение: каждому ребенку давала букву, с которой он начинал писать одно или два предложения - и так по цепочке. В итоге дети, продолжая мысль друг друга, написали общий рассказ про школьную жизнь. И, конечно, их фантазия меня порадовала. Все-таки есть среди учеников пишущие, может, они кому-то подражают, но все равно свою мысль на письме ребята могут выразить.
- Клиповое мышление современных детей позволяет им быстро переключаться с одного вида информации на другой, но, по мнению исследователей, мешает сосредоточиться на чем-то одном. Нужно ли это сегодня? Многие знание, которые люди получают в школе, остаются там же, то есть не используются.
- Человек развивается благодаря тому, что учится. А клиповое мышление само по себе мешает ему продвинуться дальше. Получается так: два шага вперед, один назад. Есть так называемая пассивная память, в которой откладывается информация о том, что человек когда-то когда прочитал и узнал. Для того чтобы знания все-таки оставались, ими необходимо постоянно пользоваться. Чтобы они всегда были затребованы. Они же тебе для чего-то даны? И почему мы постоянно говорим детям: "Математика тебе нужна, знания по истории пригодятся в жизни"? Человек должен понимать, что если он получает эти знания, значит, они пригодятся ему в дальнейшем. Даже тогда, когда нужно будет что-то объяснять своим детям. Пусть они и лежат где-то там, в пассивном запасе. Для чего же нужна литература как школьный предмет? Чтоб учиться мыслить, рассуждать, фантазировать, анализировать, приспосабливаться в дальнейшем к современному обществу... Этот предмет позволяет школьникам развивать в себе творческое начало, увеличивать кругозор, пополнять словарный запас и улучшать память. Не стоит забывать и про культурный уровень современного человека. Незнание известных произведений может сделать вас в глазах многих людей неграмотным человеком.
По моему мнению, литература как предмет и есть жизненная необходимость.
- Зачастую родители, чтобы заставить ребенка читать, запрещают ему пользоваться гаджетами: "Пока не прочитаешь книгу, никакого Интернета!". Правильно ли это? Как привить детям привычку к чтению?
- Ну, для меня как для мамы школьника это настоящая проблема. Чем его заинтересовать? Казалось бы, подбираешь ему литературу, которая интересна детям его возраста. Или, наоборот, ищешь узкопрофильные книги, чтобы мальчику это было интересно. А ему скучно! Только через интерес это нужно возбудить в ребенке. Просто читать книги детям, как показывает практика, неинтересно. Им становится увлекательно тогда, когда вместе с ними садишься и читаешь. Допустим, мы с сыном читали книгу по главам: одну главу прочитаю я вслух, другую он. И вот только так он проникся произведением, а потом ему самому стало любопытно, чем так закончится дело, и дочитал книжку до конца.
Справка:
Наталья Анатольевна Тарасенко окончила педагогический институт в Казахстане. Стаж работы: 20 лет. Ступень: высшая категория.
Буктрейлер - небольшой видеоролок, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут.
Беседовала Анна Соколова, фото автора