популярные видео
Что ждет рабочих АВТОВАЗа в 2017 году
Об этом "СитиТрафику" рассказал председатель профсоюзной организации АВТОВАЗа профсоюза АСМ Сергей Зайцев.
Автомобильная промышленность является одной из тех отраслей, по которым экономический кризис бьет в первую очередь. Тяжелая экономическая ситуация, естественно, влияет и на рабочих, часть которых на АВТОВАЗе сейчас не задействована в производственном процессе. Как рассказал "СитиТрафику" глава профсоюза Сергей Зайцев, 31 декабря 2016 года закончилось действие предыдущего коллективного договора предприятия, и профсоюзу пришлось решать, что больше отвечает интересам работников – переговоры с администрацией завода о создании нового договора, что называется с чистого листа, либо о продлении действующего.
- Выход на новые переговоры, конечно, всегда сопряжен с очень большими рисками, – рассказал "СитиТрафику" Сергей Зайцев. – Никто не может прогнозировать то, каким получится новый документ. Поэтому после всесторонних обсуждений, учитывая мнения, которые звучали на полугодовых колдоговорных конференциях, совместным решением действие договора было продлено. В сегодняшних условиях можно гораздо больше потерять, нежели получить. Проигрыш может оказаться критичным для работников.
По словам Зайцева, несмотря на сложности 2016 года, профсоюзу немало удалось воплотить в жизнь. В качестве одного из примеров он привел введение на предприятии выплат женщинам, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком. В адрес профсоюзного комитета поступали обращения с просьбой помочь в решении проблемы обеспечения местами в детские сады, особенно для детей в возрасте до 3-х лет. В результате переговоров на согласительной комиссии принято решение, что с 19 января 2017 года по 31 декабря 2017 года матерям, работницам ПАО "АВТОВАЗ", вышедшим на работу по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, по их письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком 4-х лет или по 31 декабря 2017 года с выплатой ежемесячного пособия, обеспечивающего доход в размере 70% минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда первой тарифной сетки.
В таких инициативах профсоюза, подчеркивает Сергей Зайцев, прослеживается решение важнейшей задачи организации – сохранить занятость работников, кадровый потенциал. Поэтому несмотря на намерения администрации завода снизить нагрузку на финансовое положение предприятия через уменьшение численности работников, для профсоюза занятость, пусть даже не на самом АВТОВАЗе, является одной из приоритетных целей.
- В связи с небольшим объемом выпуска продукции в нынешнем году, который, предположительно, будет примерно таким же, как в 2016 году, у нас на заводе сохраняется персонал, который не задействован в процессе выпуска продукции, - рассказал Сергей Зайцев. - В 2016 году мы добились того, чтобы на заводе для предотвращения массовых сокращений персонала дважды применялся режим неполного рабочего времени. В таком режиме предприятие проработало целый год. Закончится он 19 февраля 2017 года. Ситуация на рынке труда сегодня в Тольятти не самая лучшая, поэтому не допустить сокращений – одна из наших важных задач.
По словам Сергея Зайцева, период невысокого объема производства на АВТОВАЗе затянулся, уровень оплаты труда снижается. В связи с этим профсоюз ищет возможности не только сохранить за сотрудниками их рабочие места, но и трудоустроить их в случае, если сокращение уже неминуемо. Сейчас на территории ПАО "АВТОВАЗ" начинает работать индустриальный парк, который совместно с возможностями, предоставляемыми территорией опережающего развития "Тольятти" будет привлекать на свободные площади завода сторонние фирмы и производства. Они в свою очередь должны обеспечить работой значительное количество сотрудников. При этом важно, что индустриальный парк является подразделением АВТОВАЗа.
- У Сбербанка, например, есть масса своих площадей по всей стране, однако мы привлекли их тем, что наш город получил статус ТОР, поэтому при создании рабочих мест они получат определенные налоговые преференции, - рассказал Сергей Зайцев. – Предполагается, что с созданием в городе главного колл-центра Сбербанка появится порядка 1 000 рабочих мест. Наше руководство договорилось о трудоустройстве в этот центр работников АВТОВАЗа, которые оказались не востребованы в выпуске продукции.
Другой приоритетной целью профсоюза является повышение работникам заработной платы. В прошлом году были достигнуты неплохие результаты. Профсоюзу удалось договориться, чтобы с 1 июля 2016 года была проведена индексация заработных плат сотрудников завода. Тарифные ставки и оклады были подняты на 6%.
- Какие результаты по повышению заработной платы в 2017 году будут нами достигнуты, покажет финансовое положение предприятия. Будем вести переговоры, несмотря на то, что объемы производства и продаж не оптимистичны. Сейчас, во время кризиса, который сильно ударил по российской промышленности, очень важно сохранить достигнутый уровень и на его основе стремиться к лучшему - отметил председатель профорганизации. – В связи с введением режима неполной рабочей недели было принято предложение профсоюзного комитета о сохранении в полном объеме, независимо от установленного режима, оплаты труда не ниже 1,3 величины прожиточного минимума. Сохранили и уровень дополнительной оплаты за работу в ПАО "АВТОВАЗ", а также уровень ежемесячного пособия женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.
Как сказал Сергей Зайцев, профсоюзу удалось убедить руководство АВТОВАЗа ввести в действие корпоративную пенсионную программу, которую, также во многом благодаря усилиям профсоюза, продлили на 1 квартал 2017 года. В 2016 году по этой программе на пенсию ушли 638 человек, также 345 человек воспользовались правом выхода на досрочную пенсию.
- Если программа снова покажет себя востребованной, то, естественно, мы и дальше будем вести переговоры о ее продлении, - сказал Сергей Зайцев. - Это может снизить риски по сокращению персонала.
Валерий Роганов, фото автора