популярные видео
Роспотребнадзор рассказал, чем опасна дорогостоящая косметика
Ведомство предупреждает потребителей о широком распространении недобросовестных практик заключения договоров на покупку товаров стоимостью до 200-300 тысяч рублей, а также заключения кредитных договоров на эти цели.
В жалобах, поступающих от потребителей в Роспотребнадзор, описывается стандартная ситуация: женщинам предлагают бесплатные косметологические услуги (массаж, пилинг, уход за волосами и т.д.), впоследствии рекомендуя заключить договор на определенное количество посещений (например, на 40 посещений), а также купить косметику, чтобы пользоваться ей дома.
Стоимость оказания соответствующих товаров и услуг, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов (может доходить до 200-300 тысяч рублей), поэтому им предлагают оформить кредит. Приглашая клиента в салон, менеджеры настойчиво рекомендуют взять с собой паспорт (который необходим для оформления кредита).
При продаже косметики потребитель узнает о ее "исключительных" свойствах, его сознательно "загружают" информацией псевдомедицинского характера, хотя сами "специалисты", как указывается в жалобах, поступающих от женщин в Роспотребнадзор, часто некомпетентны, а у организации нет лицензии на медицинскую деятельность.
С целью воздействия на клиента договоры часто подписываются в шумных, душных помещениях, где звучит громкая или, наоборот, успокаивающая музыка, используются ароматические средства. Это делается для того, чтобы отвлечь внимание людей, лишить их возможности сосредоточиться и оценить ситуацию реально.
Договоры по таким сделкам могут носить сложный и запутанный характер, часть важной информации выносится в приложения либо "растворяется" в середине многостраничного договора, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания, изложенного мелким шрифтом.
Попытки расторгнуть заключенные договоры встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя, и несмотря на то, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг (с возвратом всех денежных средств за вычетом понесенных исполнителем расходов) или отказаться от договора купли-продажи, заключенного под влиянием заблуждения (неполучения всей необходимой информации о товаре), на практике это оказывается сделать непросто.
Недобросовестными продавцами и исполнителями используется целый ряд юридических уловок, которые существенно затрудняют достижение положительного исхода: представители продавца или исполнителя услуг отказываются получать письменные претензии и жалобы, в договорах не указывается действительный (реальный) адрес хозяйствующего субъекта, договорам присваиваются несвойственные названия, затрудняющие их идентификацию.
Фиксируя соответствующие обращения, Роспотребнадзор вступает в судебный процесс для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителе. Примеры такой помощи есть в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, где потребителям были возвращены деньги в связи расторжением договора об оказании косметологических услуг. А в Новосибирской области были не только возвращены потребителю деньги за покупку дорогостоящей косметики, но и взыскана компенсация морального вреда и штраф в пользу потребителя. Аналогичные результаты достигнуты при поддержке специалистов управлений Роспотребнадзора по Чувашской Республике, Саратовской области, Алтайскому краю.
Роспотребнадзор рекомендует:
- до получения косметологической процедуры предварительно постараться убедиться в том, что используемая для этого косметическая продукция не вызывает нежелательных кожных реакций (жжения, покраснений, шелушений и т.п.) и соответствует установленным обязательным требованиям;
- не торопиться с принятием решения о покупке косметических средств, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи;
- не подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание;
- иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;
- помнить, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
Роспотребнадзор напоминает:
- В соответствии со статьей 32 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю лишь фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по соответствующему договору.
- Любые продовольственные и непродовольственные товары ненадлежащего качества можно вернуть или обменять в соответствии с правилами, закрепленными в статье 18 Закона "О защите прав потребителей".
- Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации (перечень товаров, не подлежащих обмену по указанным основаниям, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, и включает в себя в том числе парфюмерно-косметические товары).
- В соответствии со статьей 12 Закона "О защите прав потребителей" если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При этом пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).