Молодежный симфо­ни­ческий оркестр Поволжья отметил свое 15-летие

Оркестр дал юбилейный концерт на сцене Тольяттинской филармонии.

В эти дни в Тольятти проходит Международный фестиваль искусств «Классика Open Fest», посвя­щенный 280-летию Ставрополя-Тольятти, 90-летию профессора Российской академии музыки имени Гнесиных А.А.Александрова, 25-летию Тольяттинской филар­монии и 15-летию Молодежного симфо­ни­че­ского оркестра Поволжья.

«СитиТрафик» побывал на юбилейном концерте МСО Поволжья и пообщался с его бессменным художе­ственным руково­ди­телем и главным дирижером, профес­сором Московской государ­ственной консер­ва­тории им. П. И. Чайковского, заслу­женным артистом России Анатолием Левиным, а также с иници­а­тором и идейным вдохно­ви­телем проекта «МСО Поволжья», дирек­тором Тольяттинской филар­монии Лидией Семеновой. 

- Насколько нам известно, на оркестр, в числе всего прочего, возла­галась опреде­ленная «дипло­ма­ти­ческая» миссия – объединить государства и нации, усилить взаимо­по­ни­мание между людьми, говорящими на музыкальном языке. Скажите, насколько за 15 лет она реализовалась?

Анатолий Левин: Все задуманное осуще­ствилось, причем в большом объеме. Еще наши первые оркестры (1 – 2 сессии) включали в себя музыкантов из Башкортостана, Татарстана, Узбекистана, а к 2007 году мы работали уже с семью бывшими респуб­ликами Советского Союза (Белоруссия, Литва и другие). А потом к нам стали приезжать из дальнего зарубежья: Германии, Испании, Японии, Франции, Венгрии. С Испанией у нас были особенно тесные связи, музыканты оттуда приезжали на 6 сессий. Кроме этого, мы провели три совместных сессии в Испании, когда большая группа нашего оркестра выезжала в Андалусию и российско-испанский оркестр играл концерты в разных городах. В этом году не получилось пригласить наших друзей из других стран по эконо­ми­ческим причинам. Но в дальнейшем, я надеюсь, мы продолжим поддер­живать такие связи.

- У каждого музыканта своя школа, не говоря уже о разной культуре предста­ви­телей разных стран. Как это влияет на взаимо­дей­ствие в оркестре?

Анатолий Левин: Такой опыт взаимно обогащает. Каждый музыкант привносит что-то свое. Участники, приез­жающие к нам, выступают в оркестре и сольно, и целыми ансам­блями. Помню, как венгерские, французские и японские музыканты играли с нашими русскую музыку, а потом наши с ними — их. В 2013 году вот была сессия «Россия – Франция – Япония». Это очень полезный опыт, он всегда дарит радость и испол­нителю, и слушателю. Кроме выступ­ления симфо­ни­че­ского оркестра, мы готовим и другие — камерные программы.

Лидия Семенова: Я бы добавила, что с деньгами любой сможет привезти именитых гостей, попробуй привезти их без денег. И какая бы ни была ситуация, пусть даже не очень большой состав, мы всегда стараемся провести это интересно и готовы работать с любым составом, пусть даже наполовину юношеским, как в этом году.

Анатолий Левин: Да, когда я увидел, сколько юных ребят в этом году, то насто­ро­жился, получится ли у нас? Раньше у нас было два состава: старший и младший, а теперь только старший. Часть ребят, которые играют в этом году, по возрасту однозначно больше подходят для юноше­ского оркестра. Самым младшим по 14 лет, они еще школьники, но мы их растим. Например, в этом году у нас было два концерт­мей­стера — Варвара Баскова и Татьяна Угольникова, обе начинали когда-то с младшей группы. А в первом составе концерт­мей­стером была Татьяна Кузнецова из Самары, которая сейчас работает в оркестре Владимира Спивакова. Из первого состава вышла и наша первая скрипка филар­монии Анна Шаталова. Продолжать можно еще долго.

Ребята проделали колос­сальный путь для себя, и мы не без основания думаем, что участие в оркестре стало хорошим трамплином для них, они стали конку­рен­то­спо­собны и при отборах в оркестры, и при поступ­лении в вузы.

- Как вы отбираете людей в оркестр?

Анатолий Левин: Как правило, мы приглашаем тех, кого уже знаем либо по прежним сессиям (примерно треть обычно составляют участники прошлых сессий), либо я знаю их как своих студентов. Кроме того, у нас на сайте есть форма для подачи заявки на участие, там нужно заполнить анкету и прикрепить аудио­запись. Также просто выгля­дываем интересных ребят в интернете и приглашаем их.

Лидия Семенова: Например, в интернете увидели Азиза Шохакимова, он был вундер­киндом у себя в Ташкенте. Интересно, что в детстве у него был просто ангельский голос, но когда его показали профессору Неймеру, тот увидел в нем задатки талант­ливого дирижера, и стал его учить. В 2003 году мы пригласили Азиза и его профессора приехать к нам на сессию, с ними же приехали еще несколько талант­ливых музыкантов. Для нас всех это тогда был большой опыт, все-таки другая страна. Сейчас Азиз очень популярен. Таким же образом я нашла и Максима Емельянычева, а Валентин Урюпин приехал нам как солист, играющий на кларнете, и на сессиях начал дирижи­ровать. В этом году среди новых участ­ников — музыканты из Нижнего Новгорода, а началось все с того, что я увидела в интернете скрипача Андрея Ильина, он показался мне интересным, профес­си­о­нальным — и я написала ему. В итоге он не только к нам приехал, но и привез ребят из своего квартета.

Анатолий Левин: Когда задумывали оркестр, я хотел, чтобы он был пронизан камерными ансам­блями. Когда у них есть навык ансам­блевой игры, они чувствуют друг друга, даже сидя в разных точках оркестра, им все равно легче объеди­няться и вливаться.

- Сколько всего было сессий?

Анатолий Левин: Около 30. Сейчас мы их проводим только летом, а раньше были еще и зимние сессии.

- Проходит какая-то работа с оркест­рантами за пределами оркестра?

Анатолий Левин: Да, за пределами оркестра оно все уже идет само. Ребята знако­мятся, сплачи­ваются, начинают приду­мывать новые проекты, объеди­няются в квартеты, ансамбли. Как-то раз Валентин Урюпин собрал ребят для испол­нения сложнейшего произ­ве­дения Шуберта. Потом они же его сыграли на московском фестивале в оркестре, которым руководил тоже наш солист МСО Сергей Антонов. Конечно, тут и общение, и такая молодежная тусовка. У нас тут очень много браков возникло, кстати, уже со счета сбились.

Наша задача — приобщить ребят к музици­ро­ванию, чтобы они это полюбили и поняли, что, как сказал Даниил Крамер, музыка сильнее любого наркотика. Как-то раз он участ­вовал в одной из сессий, и ребята в тот год подго­товили небольшой капустник. Устроили танцы под живую музыку. И тогда Крамер отодвинул клавишника – и играл часа два без перерыва, его одежда вымокла насквозь. И ребята так прониклись этой энерге­тикой… Кто-то сказал: «И никакого пива не надо». Музыка — очень сильная вещь. И ребята у нас собираются очень трудо­лю­бивые, которые действи­тельно любят музыку. Когда за окном жара, они вместо пляжа идут на репетиции. Я считаю, что это очень профес­си­о­нально с их стороны.

* * *

Первую часть юбилейного концерта открыла Симфония № 2 ре мажор Людвига Ван Бетховена. Дирижировал Анатолий Левин. Во второй части концерта оркестром дирижи­ровали стажеры Вячеслав Чиркунов, Аллаяр Латыпов и уже опытный дирижер симфо­ни­че­ского оркестра филар­монии Владислав Ивановский. Со сцены прозвучали фрагмент из балета «Жизель» Адольфа Адана, , «Грустный вальс» Яна Сибелиуса и другие. Соло на скрипке исполняла София Насибулина (Дж. Уильямс. Мелодия из кинофильма «Список Шиндлера»), также солировали кларнетист Артем Ванян (В.А. Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром ля мажор) и трубач Владимир Пинялов (Й. Гайдн. Концерт для трубы с оркестром ми — бемоль мажор и Л. Андерсон «Колыбельная трубача»).

В завер­шении в нефор­мальной обста­новке музыканты исполнили «Сувенир» Виктора Полторацкого, в качестве солистов выступили концерт­мей­стеры — участники МСО прошлых лет, скрипачи Дмитрий Денисов и Варвара Баскова.

И, наконец, все прошлые и нынешние участники оркестра, которые были в зале или за кулисами, присо­еди­нились к тем, кто на сцене, и все вместе исполнили «Радецки-марш» Иоганна Штрауса.

Екатерина Хрипко, фото Николая Жукова

Поделиться:

Следующая Новость

Правительство выделило 439 млн рублей для сотрудников АВТОВАЗа, находящихся под риском увольнения

Вт Авг 29 , 2017
Дмитрий Медведев подписал распо­ря­жение о предо­став­лении субсидии Самарской области на реали­зацию допол­ни­тельных мер в сфере занятости. Роструду из резервного фонда Правительства выделяются допол­ни­тельные бюджетные ассиг­но­вания в размере 439,19 млн рублей для предо­став­ления субсидии бюджету Самарской области на софинан­си­ро­вание допол­ни­тельных мероприятий, направ­ленных на снижение напря­жен­ности на рынке труда. Принятое решение позволит обеспечить занятость не менее […]

Рубрики