Тольяттинские музыканты играют на бокалах в 4 руки

Андрей Попков и Алексей Филин создали свою стеклянную арфу из 51 бокала.

Играть на бокалах друзья Андрей и Алексей начали относи­тельно недавно — два месяца назад, хотя музыкой занимаются с детства. Обоих родители привели в тольят­тинский лицей искусств. Потом была консер­ва­тория, которую ребята успешно окончили. Сегодня они выступают на сцене тольят­тинской филар­монии и играют на баяне.

Идея освоить игру «на бокалах» появилась спонтанно. До этого много слышали и читали о таком феномене в музыке. В России музыкантов, играющих на этом инстру­менте, можно пересчитать по пальцам – их менее десятка. Андрей и Алексей — единственные в Самарской области, кто играет на стеклянной арфе. К тому же их музыкальный инструмент, состоящий из 51 бокала, является крупнейшим в стране. Свой дуэт ребята назвали «Сомелье duo».

- Попробуйте сыграть хотя бы на одном бокале, – говорит Андрей. – Для нас это был творческий вызов!

Такой творческий вызов требовал серьезной подго­товки. Для того чтобы собрать стеклянную арфу из коньячных и винных бокалов разного размера (именно они подходят для игры), нужны были время и средства. Сначала, конечно, пробовали на том, что находили у себя дома или у друзей. Но потом поняли, что для профес­си­о­нальной игры нужен серьезный инструмент, с полным звуко­рядом. Сбором стеклянной арфы занимался Андрей. Ездил по магазинам и искал ту посуду, из которой можно будет извлечь нужный звук.

- Нужно найти тонкое стекло, чтобы бокал звучал, – говорит Алексей.

Когда все бокалы были куплены, встал вопрос об их грамотном и удобном расположении.

- Открою небольшой секрет: наши бокалы расставлены по хрома­ти­че­скому звукоряду, как на баяне, — говорит Андрей. — То есть, если всю нашу установку повернуть верти­кально, она будет соответ­ствовать баянной клави­атуре. Благодаря тому, что мы баянисты, нам не прихо­дится думать, где и какая нота находится . То, что мы с детства исполь­зовали именно такое распо­ло­жение клавиш, значи­тельно облегчает нам задачу. Если расставить бокалы так, как распо­ложены клавиши на форте­пиано, будет очень длинно и неудобно.

- При этом мы не стремились к какой-то конкретной цифре: собирать стеклянную арфу, к примеру, из ста бокалов, — говорит Алексей. — Просто сделать диапазон шире, чем позволяет этого 51 бокал, очень сложно. Для этого нужны какие-то специ­альные бокалы. Ведь чем выше звук, тем сложнее его извлечь, а внизу пришлось бы исполь­зовать просто огромные бокалы, объемом более литра. Таких в продаже практи­чески нет.

Каждый раз бокалы настра­и­ваются с помощью обычной воды. Жидкость музыканты наливают в умеренном количестве. Самый большой бокал вмещает литр воды.

- Я настраиваю бокалы еще с помощью тюнера, – расска­зывает Алексей. – Это устройство показывает высоту ноты в герцах. На выступ­лениях это позволяет нам быстро настроить инструмент. Хотя у обоих абсолютный слух, и на репетициях мы настра­иваем инструмент, полагаясь только на него.

- Каждый бокал имеет опреде­ленный тон, — объясняет Андрей. — То есть у пустого бокала высокий звук, но если налить в него воду, то тон звука станет ниже. Естественно, злоупо­треблять этим нельзя, ведь чем больше воды в бокале, тем хуже звук. Чтобы настройка не занимала слишком много времени, на бокалах мы сделали специ­альные пометки, они помогают прибли­зи­тельно определять, до какого уровня нужно долить воды.

По словам музыкантов, для игры на бокалах нужен не только абсолютный слух, но и хорошая моторика. А также очень важна ловкость рук.

- Для каждого бокала нужно подобрать свою манеру прикос­но­вения, — говорит Андрей. — Например, чтобы сыграть высокую ноту, необходимо провести по горлышку косточкой пальца на стыке фаланги, а чтобы сыграть низкую ноту, необходимо провести по бокалу подушечкой пальца. При этом руки, как отмечает Алексей, никогда не устают, а вот спина и шея в процессе игры постоянно затекают.

- Каждый бокал требует своего подхода, – говорят музыканты. – Для того чтобы во время игры он не зазвенел и не заскрипел, надо понимать, что это изначально не музыкальный инструмент, а бокалы для питья. Требовать от них идеального удобства для музыкантов не приходится.

Учились этому искусству ребята сами. Пока игра на бокалах – любительское занятие: в интернете можно найти видео­ролики с игрой на хрустальной арфе, но вот инфор­мации для желающих этому научиться практи­чески нет.

- Мы ориен­ти­ро­вались на польский коллектив, – расска­зывает Андрей. – Они, конечно, не баянисты, но расста­новка бокалов у них похожая. Они играют с симфо­ни­че­скими оркестрами, ездят по всему миру, для них пишут музыку даже. Но назвать их нашими кумирами, скорее всего, нельзя. Понимаете, эта не та сфера, где можно вычленить каких-то супер­та­ланты: слишком мала конкуренция.

Что касается репер­туара, музыканты пытаются держать баланс между классикой и более доступной музыкой, рассчи­танной на массовую аудиторию. По словам Андрея, сейчас очень мало любителей именно сложной класси­ческой музыки. Поэтому ребята стараются исполнять известные всем произ­ве­дения, например, мелодии из кинофильмов или же популярную классику.

- Наша фишка в том, что мы делаем акцент на полностью живом испол­нении, ‑говорит Андрей. — Именно поэтому нас двое. Все, кто играют по одному, делают это в сопро­вож­дении фонограммы. Одному, каким бы ты ловким не был, невоз­можно охватить всю фактуру музыкального произ­ве­дения. Нас же привлекает именно чистое звучание стекла, именно оно завора­живает и очаро­вывает. А простая игра мелодии «под минус» нам не интересна. У нас есть одно (всего одно) произ­ве­дение, которое мы играем в сопро­вож­дении фонограммы. Но в этом случае она служит созданию нужной атмосферы, а не подменяет собой недостающие элементы музыкального произ­ве­дения. Я обычно играю мелодию, а Алексей ведет басовую линию и гармо­ни­ческое запол­нение, но такое разде­ление мы используем далеко не всегда.

В будущем музыканты планируют ездить по городам и давать концерты, а может быть даже играть с оркестрами. Но пока они оба учатся и совер­шен­ствуют свои навыки. Помогает им в этом интернет, где ребята находят весьма впечат­ляющую инфор­мацию. Так совсем недавно Алексей узнал о бокалах интересный факт.

- Считается, что стеклянную гармонику изобрел Бенджамин Франклин. Она отличается от стеклянной арфы тем, что это специ­альная крутя­щаяся палка, на которой закреплены стеклянные диски. Внизу этого инстру­мента на поддоне налита вода. Физически принцип тот же – касание пальца стеклянной поверх­ности. Только если мы смачиваем пальцы перед игрой в воде, то там это делать уже не надо. Ведь бокалы сами крутятся, и в процессе вращения на них уже попадает вода, – расска­зывает музыкант.

Справка:

Первые упоми­нания об игре на винных бокалах датируются XII веком в Китае, XIV — в Персии и XV веком в Европе.
Хрустальная арфа («поющее стекло», «поющий хрусталь», «ангельский орган», «призрачная скрипка») известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прика­саясь к их краям. В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триум­фальное турне по всей Англии с новым, усовер­шен­ство­ванным, инстру­ментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные стаканчики». Успех был так велик, что уже через несколько лет в Лондоне выступил солистом на этом инстру­менте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стакан­чиках, настро­енных вешней водой».

Беседовала Анна Соколова, фото и видео из архива героев

Поделиться:

Следующая Новость

Самара ищет кредиторов, которые предоставят городскому бюджету 1,5 млрд рублей

Пт Июн 9 , 2017
Эти средства требуются для погашения долговых обяза­тельств и финан­си­ро­вания дефицита бюджета.  Кредитные линии будут открыты в трёх банках на 730 дней по ставке 9,3% годовых. Таким образом, общая сумма процентов составит 279 млн рублей. Данные средства плани­руется потратить из город­ского бюджета. Кредитные органи­зации опреде­лятся по резуль­татам электронных аукционов 30 июня 2017 года. […]

Рубрики