За рулем легенды

В преддверии 40-летия со дня выпуска первой «Нивы» корре­спондент «СитиТрафика» несколько дней провел за рулем ее совре­менной версии – внедо­рожника Lada 4x4.

«Нива», а ныне Lada 4x4 – машина, которая не нуждается в особом представ­лении. Автомобиль – легенда. Со дня выпуска в Тольятти первого экзем­пляра этого отече­ственного внедо­рожника 5 апреля 2017 года испол­нится 40 лет. У «СитиТрафика» получилось в преддверии этого гранди­озного события несколько дней провести с этой машиной.

Никогда! Никогда раньше не было в душе такой тревоги и смятения, как перед личным знаком­ством с этой машиной! Дело точно не в ее стоимости. Материальная ответ­ствен­ность за автомобиль, который берешь на тест-драйв, ни разу так не волновала. Даже в случае с тест-драйвом VolkswagenTiguan стоимостью под 2 миллиона рублей. Источник этой тревоги — в далеком детстве. В том времени, когда удавалось иногда проехать на заднем сиденье соседской «Нивы» — с блеском в глазах и восторгом в душе! Машина казалась огромной. Собственно, тогда оно так и было. Она представ­лялась запре­дельно мощной и регулярно фигури­ровала в почти сказочных историях. Историях, которые беско­нечно переска­зы­вались друг другу дворовыми мальчишками, постоянно обрастая новыми, все более фанта­сти­че­скими подробностями.

А тут… мне протя­гивают ключи. Автомобиль на ослепи­тельно роскошных для совет­ского времени литых дисках и «злой» зимней шипованной резине стоит и ждет, когда я сяду за руль. Я сажусь. Запускаю мотор. Какое-то время сижу неподвижно, вдыхая тот самый, особенный, запах новой машины и успокаивая нахлы­нувшие воспо­ми­нания детства.

Это точно не будет стандартный тест-драйв. Рассказывать про внешний вид «Нивы», о компо­новке ее салона или техни­ческой начинке вряд ли нужно. Все прекрасно знают, что это первый отече­ственный внедо­рожник с полным приводом и богатейшей историей. Что это автомобиль, который много и вполне успешно выступает в ралли-рейдах и трофи-рейдах, а их способны преодолеть только по-насто­ящему вынос­ливые машины. Я попытаюсь рассказать об этой машине с точки зрения впечат­лений. Попытаюсь передать их макси­мально ярко и доходчиво. За техни­че­скими харак­те­ри­стиками, комплек­та­циями и ценами всегда можно сходить на сайт произ­во­дителя lada.ru.

На знакомство с леген­дарной «Нивой» у меня было 3 дня – с 3 по 6 марта 2017 года. Какие-то бытовые дела в пятницу, конечно, не оставили возмож­ности присмот­реться к машине. Проехал за рулем около 20 километров. Заезжая на стоянку, я лишь отметил про себя, что уже успел адапти­ро­ваться к машине. Даже не так. Успел к ней привыкнуть, как к собственной машине, за рулем которой в общей сложности пройдено под 200 тысяч километров. Это редкое качество для совре­менных машин. Большинство из них – безликие. Одинаковые. Но привыкнуть к ним быстро не получается.

Выходные обещали простор для обоюдного знакомства. Конечно, погода внесла свои коррективы. Сделать более-менее яркие снимки в субботу не удалось – уже с обеда зарядил снегопад. В этот день я в основном изучал внутренне убранство машины, немного поколесил по тем дорогам, которые в Тольятти можно назвать разбитыми. На внедо­рожнике с надписью LADA на корме мне понра­вилось ездить даже по самым глубоким ямам. Никакого диском­форта или боязни «оставить подвеску» не возникает. Машина с маниа­кальным упорством «прогла­тывает» неров­ности дороги. Не исключаю, что после­дующий ремонт подвески может влететь «в копеечку». Машина едет по ямам просто здорово!

В воскре­сенье природа препод­несла настоящий подарок. Чистейшее голубое небо, ослепи­тельное солнце, которое уже совсем по-весеннему согревало землю, лес и пока еще засне­женную Волгу. Сделав несколько фотографий, я перешел к главной фазе своего знакомства с машиной. Несложно догадаться, что «на сладкое» я оставил испытание прохо­ди­мости авто. Разбитые дороги – одно. А как поведет себя леген­дарный «прохо­димец» в глубоких залежах снега?

Я выбрал засне­женную поляну и сходу заскочил в снег. Колеса начали выбра­сы­вать­рыхлые комья и, разумеется, глубоко зарылись в снег. То, что нужно! Включив «понижайку» и блоки­ровку диффе­рен­циала в разда­точной коробке, отпускаю сцепление. Мотор рычит, автомобиль медленно, но уверенно подается вперед — и снежная целина, которая казалась непод­властной, остается позади. Становится ясно, почему машина разменяла 40 лет и продолжает оставаться «в строю».

Итоги трех дней подвожу уже на пути к дилер­скому центру LADA, где нужно оставить машину. Оценка, выска­занная мною ниже, носит исклю­чи­тельно субъек­тивный характер и не претендует на абсолютную неоспо­ри­мость. Начну с минусов, которых, у этой машины, кстати, существенно меньше, чем плюсов.

Конструкция машины родом из прошлого века. Она такова, что не прихо­дится рассчи­тывать на существенную безопас­ность в случае ДТП. Здесь нет подушек безопас­ности. Впереди есть метр с лишним жизненного пространства за счет капота. Есть ремни безопас­ности. На что-то большее рассчи­тывать не нужно, и это, на мой взгляд, абсолютно нормально. Нужно соблюдать ПДД, быть за рулем собранным и внима­тельным, а не рассчи­тывать на пассивную безопасность.

Да, комфорт — это не про «Ниву». Ее салон скомплек­тован из простых материалов. Машина изначально не обещает владельцу ничего сверх разумной компо­новки минимального набора опций. Здесь присут­ствует шум от «раздатки», отлично знакомый всем поклон­никам этого авто. Ему ощутимо вторит печка. Здесь нет магнитолы. Высокий центр тяжести при более-менее резких маневрах заставляет пасса­жиров хвататься за поручни. Со слов пасса­жиров, задний ряд сидений сложно назвать очень комфортным.

Венец набора недостатков – внуши­тельный аппетит автомобиля. Все же полный привод и подвеска этой машины это десятки килограммов лишнего веса. Чтобы возить с собой этот вес и раскру­чивать «железо», машине прихо­дится потреблять топливо. Тем, кто желает экономить на горючем, могу посове­товать приоб­рести малолит­ражку. С этой честной полно­при­водной машиной такой номер не пройдет. Однако вопрос экономии денег при покупке такой машины не так однозначен.

Это, наверное, самый доступный новый полно­при­водный автомобиль в России. Почти полмил­лиона рублей за него сначала мне показались слишком высокой ценой. Потом я вспомнил, что сегодня в разряд «бюджетных» машин входят перед­не­при­водные Duster и Creta, а их ценник около 1 миллиона рублей. Что там кроссоверы: второе поколение седана Solaris сегодня стоит от 599 000 рублей. Так что за свои деньги Lada 4x4 и выглядит достойно, и едет хорошо.

Учтите, что за счет высокой посадки в этой машине любой мало-мальски опытный водитель легко «читает» дорожную обста­новку. От этого вождение стано­вится более приятным.Дополняет это ощущение отличный обзор за счет огромных боковых зеркал и инфор­ма­тивного салонного зеркала заднего вида.

Стереотипы – сильная штука. Я был уверен, что «Ниву» скорее выберет себе колхозник, житель глубокой провинции. В крайнем случае – это машина для заядлого рыбака или охотника. Однако это не так. Юркий, негаба­ритный автомобиль легко находит себе место в городе, в любом дворе и на любой парковке.

Напомню еще раз, что эта машина снабжена простым и понятным набором функций, которые должны в ней быть: дворники и стекло­омы­ватели, печка и обогрев заднего стекла, коврики и подго­ловники (правда подго­ловники только у переднего ряда), электро­стек­лоподъемники.

В ней не самый большой багажный отсек, но есть возмож­ность разложить задний ряд сидений почти в ровный пол и, увеличить, таким образом, багажный отсек почти вдвое.

Наконец, главное качество, за которое эту машину любят, покупают и, я полагаю, еще очень долго будут покупать – этот автомобиль не страшно эксплу­а­ти­ровать. Когда я разъез­жался в узких дворах по ледяной колее с разными «Туарегами-ЛендКрузерами», каждый раз процесс доставлял мне неимо­верное удоволь­ствие. Потому что можно было наблюдать, как «внедо­рожники», обвешанные хрупким пластиком, стара­тельно прижи­мались к грязным снежно-ледяным глыбам, не рискуя их штурмовать. А наш родной внедо­рожный монстр ловко взбирается правой парой колес на полумет­ровый сугроб и, даже без включения блоки­ровки КПП и понижающей передачи проезжает мимо «джипперов» под их раздра­женными взглядами.

Знаете, не страшно хлопнуть дверью этой машины, когда ее закры­ваешь. Не страшно уложить в багажник какой-то инструмент и поехать с ним на дачу…. С этой машиной вообще ничего не страшно.

Знакомство с живой легендой показало мне, что это по-насто­ящему хорошая машина. Не без своих нюансов и особен­ностей, которыми просто обязан обладать такой автомобиль. У нее, если хотите, свой характер.

За предо­став­ленную возмож­ность прока­титься благодарю пресс-центр АВТОВАЗа.

PS. Для тех, кто не знает богатейшую историю этого автомобиля, приведу короткую инфор­ма­ци­онную справку. Сведения собраны из разных источ­ников, все их при желании можно перепроверить.

Автомобиль ВАЗ-2121 произ­во­дится с 5 апреля 1977 года по настоящее время. До 2006 года прода­вался под маркой «Нива», а с 2006 года по сегодняшний день носит название LADA 4х4.

Первый прототип «Нивы» нарисовал Лев Мурашов. «Доводку» кузова осуществлял дизайнер Валерий Сёмушкин. Ведущий конструктор «Нивы» — Петр Прусов.

Машина успешно прода­валась более чем в 100 странах мира. Её собирали в 7 странах мира: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде и Казахстане. В Новой Зеландии в 80‑е годы 40% регистрации всех внедо­рож­ников прихо­дилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90% внедо­рожного сегмента местного рынка. Во Франции же «Нива» длительное время была вообще культовым автомо­билем. «Нива» была единственным советским автомо­билем, который закупался Японией для реали­зации на собственном внутреннем рынке; до сих пор в Японии существуют и активно действуют фан-клубы любителей «Нивы». 

«Нива» вошла в тройку лучших автомо­билей мира в 1979 году. 

Поговаривают, что АВТОВАЗ готовит специ­альную юбилейную версию машину Lada 4x4 40 Anniversary.

На данный момент автомобиль произ­водят в трехдверном и пятидверном кузове, а также версии Urban с тремя и пятью дверьми. Есть ряд особых серий: Elbrus Edition, Black Edition, Orange Edition, Snow Queen Edition.

Андрей Серегин, фото автора

Поделиться:

Следующая Новость

Тольяттинцы вызывали оперу "на бис"

Ср Мар 8 , 2017
На сцене Тольяттинской филар­монии в преддверии весеннего праздника выступили мастера оперы Вита Васильева (сопрано) и Георгий Васильев (тенор). В сопро­вож­дении симфо­ни­че­ского оркестра Тольяттинской филар­монии под управ­лением Владислава Ивановского столичные артисты исполнили хиты мировой оперы.Э Горожане услышали номера из опер Гаэтано Доницетти («Любовный напиток»), Шарля Гуно («Ромео и Джульетта»), Джакомо Пуччини («Богема», «Джанни Скикки» […]

Рубрики