Главный нарколог РФ: Если вокруг пьют и все доступно, то генетика обязательно сработает

Евгений Брюн рассказал 

"Известиям" о том, где можно сдать анализ на определение у ребенка генетической склонности к зависимому поведению, а также о проекте по проверке всех поступающих в стационары пациентов на злоупотребление алкоголем и наркотиками. 

Главный нарколог Минздрава уверен, что выявление "группы риска" среди поступающих в отделения гастроэнтерологии, кардиологии, пульмонологии пациентов неообходимо - для их последующей мотивации для отказа от алкоголя или наркотиков. 

- Мы будем разговаривать с больными, брать у них анализ, - рассказал Евгений Брюн журналисту "Известий". - Разумеется, с их разрешения, как требует законодательство. У нас есть специальный маркер на злоупотребление алкоголем, есть тесты на наркотики, маркеры на табакокурение. Будем выявлять эту группу и объяснять им, что они получили свое заболевание (цирроз печени, сердечное заболевание) из-за злоупотреблений. Чтобы начать предметный разговор с больным и мотивировать его на отказ, к примеру, от алкоголя, нужен объективный анализ.

В эффективности таких разговоров для определенного процента пациентов Брюн не сомневается, ведь в них будут вовлечены и члены семьи больного.

- У нас много возможностей убедить семью. Мы всегда работаем втроем: врач, психолог и специалист по социальной работе, - говорит главный нарколог Минздрава. 

В настоящий момент все согласования для этого проекта получены, и он стартует в октябре 2016 года в одной из московских больниц.

Тем временем другой проект - определение наличия генетических факторов риска по зависимому поведению - уже работает в Московском научно-практическом центре наркологии. Здесь можно проверить ребенка на "алкогольный" или "наркотический" ген. По словам Евгения Брюна, больными становятся люди с наличием такой генетической предрасположенности. При это она необязательно "передается" от родителей: склонный к зависимости ребенок может родиться так же, как рождаются дети, больные шизофренией, аутизмом.

Однако генетика играет определяющую роль, если человек уже начал употреблять алкоголь.

- Если не начал, то генетика ничего не определяет. Потом генетика — это же не фатальность. Человек реализует свою генетику в определенной социальной среде. Если вокруг пьют и вседоступно, то генетика обязательно сработает. Если достать алкоголь трудно, его не продают, генетика пройдет мимо, - уверен Егвгений Брюн.

Именно поэтому врач выступает за запрет продажи алкоголя лицам моложе 21 года. 

- Мозг созревает к 21 году. Когда-то, кстати, в России подростковый возраст кончался в 21 год. Человек мог жениться, работать, но при этом он подчинялся отцу и требованиям семьи. Семья определяла, пить ему или не пить. В Америке запрет до 21 года, в некоторых штатах Индии - до 26 лет. Везде по-разному этот вопрос решается, но мы думаем, что 21 год - это оптимально, - говорит врач.