Тольяттинские музыканты рассказали, какой "песок" и с какой целью сыплют нам в уши

Первое занятие уникального проекта Тольяттинской филармонии "Наука музыки" было посвящено тому, как правильно слушать то, что мы слышим.

Джазовые музыканты Тольятти  Эдуард Тишин (ударные, труба) и Григорий Ляндрес (клавишные инструменты, рояль) объединились с диктором и перкуссионистом Димитрием Чумаком (кахон, ударные, голос) и бас-гитаристом Владиславом Радьковым, чтобы помочь слушателям в тренировке их слуха.

Они делали то же, что и всегда – играли. Но на этот раз – для того, чтобы объяснить слушателям, из чего "сделана" их музыка, "расшифровать" услышанное, обнаружить его физическую составляющую и показать, как можно управлять восприятием звуков.

Многие, возможно, зададутся вопросом: зачем? Музыка звучит, мы наслаждаемся – нужно ли большее?

Во-первых, вычислив, звуки какой частоты оказывают на вас наиболее благоприятное воздействие, можно этим с удовольствием пользоваться, включая соответствующую музыку или просто пропевая какие-то фрагменты самостоятельно. Музыканты на занятии показали, при помощи каких упражнений это можно делать. Иметь такой инструмент выравнивания настроения весьма практично и удобно.

Во-вторых, тренируя уши, можно научиться сопротивляться навязыванию разнообразных шумов, которые часто могут быть нам совершенно не полезны. Ведь шум больше, чем музыка, и часто мы не отдаем себе отчет в его наличии.

В-третьих, более тонкое распознавание звуков пригодится вам не только во время прослушивания музыки, но и просто в быту. Чуткое ухо всех нас делает немного диагностами.

Мы нарочно останавливаемся на сугубо практических аспектах тренировки слуха, поскольку убеждать человека делать это ради восприятия музыки бессмысленно: тот, кто понимает, какие горизонты наслаждения открывает этот процесс, в убеждении не нуждается, а на того, кто не понимает, оно не подействует.

Итак, во время занятия музыканты рассказали, а также сыграли звуки, которые остаются приоритетными для нас со времен наших косматых предков: например, женский крик, детский плач, поступь большого зверя. Используя эти частоты, можно спровоцировать людей на определенные действия. Чем повсеместно пользуются создатели рекламы, продавцы товаров, пропагандисты и прочие.

На примере нескольких музыкальных произведений музыканты продемонстрировали собравшимся, как музыка на определенной частоте способна успокоить, встревожить, призвать к сбору.

Элементарный пример, который хорошо знаком на практике каждому: ди-джей прибавляет "басы" - и люди устремляются на танцпол. Это происходит потому, что низкие частоты резонируют с вибрацией наших внутренних органов, они "бьют" в живот и грудь, говоря телу об опасности и заставляя его двигаться. Как рассказали музыканты, некоторые ди-джеи называют этот прием "мясо" за его выраженное физиологическое воздействие.

Другой пример – высокие частоты, которые часто применяются при радиотрансляциях. Это так называемый "песок", и он воздействует уже на голову, вызывая чувство дискомфорта, тем самым заставляя мозг отключаться от решения других задач.

В приличном обществе, заметили музыканты, оба приема запрещены.

Еще один способ воздействия – ритм. Вся вселенная колеблется – и мы в ней не исключение. Во время упражнения (на видео) музыканты показали, как сложно, но возможно сопротивляться навязыванию ритма и как это расширяет палитру возможностей человека. Во время своеобразной дуэли слушатели отбивали свой ритм, музыканты - свой.

Имея такой навык, мы можем выбирать, отдаться ли музыке полностью, оттачивать ли полученные умения, сопротивляться ли навязыванию.

А слушая, например, свободный джаз (Free jazz), который также исполнили тольяттинские музыканты (видео внизу), можно начать работать над расширением границ восприятия, помогая мозгу формировать новые нейронные связи и делая нас в итоге более свободными.

Занятия по проекту "Наука музыки" продолжатся, они ждут всех желающих старше 10 лет. Следующая встреча состоится ориентировочно в середине апреля в Тольяттинской филармонии.