популярные видео
Троллейбусные линии: казнить нельзя помиловать
Собеседники "СитиТрафика" из Самары и Тольятти расставляют знаки препинания в заголовке.
В Москве ликвидируют троллейбусные линии. Пока только на Садовом кольце, поэтому сокращение коснется нескольких центральных маршрутов. По этому поводу в столице разгорелся нешуточный скандал. В Тольятти троллейбусные линии — тоже больной вопрос. В городе давно идет дискуссия: продолжать развивать этот вид транспорта, или максимально деликатно свести на "нет", год за годом сокращая маршрутную сеть.
Иван Сметанин, консультант, транспортник: "Либо обрезать линии и сокращать маршруты, либо они не выживут вообще".
- Причин, по которым троллейбус перестал быть популярным видом транспорта в Тольятти, несколько. Я назову две. Первая — это постановление Правительства РФ, которое обязывает региональные власти и муниципалитеты перевести транспорт на газомоторное топливо. В срок до 2020 года. В Тольятти сегодня на газ перевели часть муниципального автобусного парка. Например, в АТП-3 только в марте этого года треть транспорта будет на газе. В Самаре в этом году переведут половину автобусного парка. Все остальное остается на дизеле. Но постепенно количество газомоторного транспорта будет расти.
По стоимости электроэнергия и газомоторное топливо не сильно отличаются, поэтому я не могу сказать, что автобусы выгоднее троллейбусов. Скорее, это политическое решение, которое было принято в Правительстве РФ.
Муниципальный автобусный парк Тольятти уже сейчас жестко конкурирует с теми, кто занимается частными перевозками. Именно маршрутки, на мой взгляд, и убили троллейбусы в Тольятти. Это вторая причина, по которой он перестал интересовать и людей, и чиновников.
15 лет назад нашу маршрутную сеть стали перекраивать, жестко делить. В результате появились частники на "газельках" и "Фордах". Если вы заметили, то у некоторых из них даже номера были "троллейбусные". Например, маршрутка №119 обязательно напомнит вам о существовании троллейбуса №19. Фактически, на тех линиях, которые занимали троллейбусы, сейчас работают частники. Почему выгодные маршруты отдали коммерческим перевозчикам — это уже другой вопрос. Об этом стоит спросить предшественников нынешней власти.
И последнее: это социально-эконом
Сейчас перед властями Тольятти и ТТУ вопрос стоит ребром: либо обрезать линии и сокращать маршруты, либо они не выживут вообще. Другого варианта у них просто нет.
Игорь Рудаков, глава Кировского района Самары: "В Тольятти одна конфигурация застройки, а в Самаре — совсем другая"
- Споров о том, как развивать общественный транспорт, было много. Я помню, как пикировался на эту тему с Антоном Бусловым (штатный колумнист журнала The New Times, урбанист, занимавшийся проблемами транспорта, умер в августе 2014 года - прим. авт.). Я тогда у Виктора Тархова работал (экс-мэр Самары - прим. авт.) У меня, конечно, есть свое видение, но оно иногда идет в разрез с точкой зрения общественности. И я уже один раз на этом обжегся.
Оглядываясь на опыт Европы, мы видим, что электрический транспорт развивается. Конечно, если сегодня распределить пассажиров многочисленных газелей по троллейбусам, пропускная способность городских магистралей увеличится. Тут и проблема пробок и все остальное... Но плясать нужно от инфраструктуры мегаполиса. Например, в Тольятти одна конфигурация застройки, а в Самаре — совсем другая.
Троллейбусы — это экологически чистый, удобный транспорт. Но тут все зависит от состояния парка. Если троллейбусы "убитые" и "мертвые", то попытка развивать этот вид транспорта в городе ни к чему не приведет. В случае, если Самара задумает закупать троллейбусы, нужно думать о выделении отдельных полос для общественного транспорта. Увы, конфигурация улиц в Самаре не везде позволяет это делать.
Аркадий Лазарев, лидер общественного движения "Дорога 63.РФ": "В плане маневренности троллейбусы уступают автобусам"
- В первую очередь, нужно исходить из экономической целесообразности
Конечно, мегаполис развивается, и троллейбус — это устаревший вид транспорта. Постепенно его будут вытеснять автобусы на газомоторном топливе.
Подготовил Виталий Папилкин