В УФАС Самарской области пожаловались граждане, которые посчитали, что реклама с использованием образа Якова Моисеевича, которому грозят больше не платить за квартиру, носит антисемитский подтекст.
Один заявитель услышал рекламу с Яковом Моисеевичем по телевизору. С 17 октября 2016 года в эфире двух телеканалов (утром 9.40 и в прайм-тайм с 17.30 до 19.00) предложение воспользоваться услугами «Корпорации Кошелев» звучало так: «Ну что, Яков Моисеевич, больше мы за вашу квартиру платить не будем. Зачем платить, лучше покупать. Корпорация «Кошелев», номер телефона».
Еще один гражданин услышал, как имя Якова Моисеевича в аналогичном контексте употребляется в рекламе по радио. В течение октября-ноября 2016 года заявитель слышал ролик Кошелев Проекта (Корпорации Авиакор), призывающий покупать их квартиры в рассрочку, а не арендовать за большую сумму следующего содержания: «Ну что, Яков Моисеевич, больше мы за вашу квартиру платить не будем!».
Эта реклама, по мнению заявителей, содержит антисемитский подтекст.
Самарское УФАС считает, что вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее). Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения.
Для всестороннего и объективного рассмотрения данной ситуации Управлением будут сделаны запросы в адрес общественных объединений и организаций.
25 ноября 2016 года в отношении рекламодателя АО «Кошелев-проект-Самара» было возбуждено дело по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.