Все вопросы к Мэб: в Тольятти показали «Ромео и Джульетту» Евгения Панфилова

В Тольяттинской филар­монии выступил Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска»- Театр «Балет Евгения Панфилова» из Перми.

Этой поста­новке уже 20 лет, и в 1996 году она, без сомнения, сбивала зрителя с ног. Сегодня балет пермского театра смотрится как классика, и от этого его восприятие стано­вится более глубоким, позволяя «прочитать» в нем в том числе и какие-то синхронные вещи, свойственные мироощу­щению начала 90‑х.

Минимум эмоций — и сразу «к делу»: танец рыцарей, который в более класси­ческих поста­новках представал в виде торже­ственного шествия, здесь – сплошная метафора, испол­няемая персо­нажами-метафорами. Их движения резки, механи­стичны и холодны, как у граци­озных зомби.

Зловещая и мрачная тема, звучащая в танце, стано­вится основной для всего балета, приводит в действие механизм Судьбы, который олице­творяет Королева Мэб. И то, что в шекспи­ровской «печальной повести» представало философским законом причинно-следственных связей, превра­тив­шимся в магию при помощи поэзии, в поста­новке пермского театра стано­вится холодной неовтратимостью.

«Ромео и Джульетта» – один из самых часто вопло­щаемых сюжетов и в кино и в искусстве. Логично, что каждое время оставляет свой отпечаток на интер­пре­тации великого произ­ве­дения. Джульетта совет­ского времени в испол­нении Галины Улановой и Джульетта 2000‑х, которую танцует Диана Вишнева, – героини разных поколений и разных мироощу­щений. Джульетта Евгения Панфилова задумы­валась им для испол­нения 14-летней дочерью поста­новщика – подростком из 90‑х. Она также чиста, очаро­ва­тельна и весела, как ее предше­ственницы, но гораздо более одинока и инфан­тильна, этакая «девочка со стран­но­стями». Кроме Ромео у нее есть только ее няня. В панфи­ловском балете никакие другие связи не акцентируются.

Да и с Ромео она оказы­вается не столько близкой, сколько «связанной», причем в буквальном смысле слова – веревкой. Этот инструмент использует главное действующее лицо поста­новки – Королева Мэб, которая дергает за ниточки, как и положено неотвра­тимой судьбе с элементами хоррора, героев балета.

Юных любов­ников Мэб травит наливными яблоками. Откусив немного от одного, Джульетта, по задуманному священ­ником Лоренцо, впадает в летар­ги­ческий сон, как Мертвая царевна у Пушкина. Но если к пушкинской героине приходит прекрасный принц и оживляет ее своим поцелуем, то за панфи­ловской парочкой присмат­ривает Мэб, которая в нужный момент просто добавляет яблок на сцену – и пробу­див­шаяся Джульетта обнару­живает рядом своего погибшего возлюбленного.

Кстати, в год поста­новки балета Панфилова был снят одноименный голли­вудский фильм с Леонардо ди Каприо в роли Ромео. Юные герои, увидевшие друг друга через аквариум, после того, как Ромео принял «снадобье Мэб» – клубный наркотик, и там подчеркнуто одиноки, инфан­тильны и беззащитны.

Не то что следующее поколение, которое придумало, как решить проблему с одино­че­ством и победить смерть. Оно призвало на помощь целые полчища вампиров, не испыты­вающих ни малейшего трепета при произ­не­сении слова «судьба».

Момент перед началом спектакля: остались незанятыми последние места. 

Фото: Федор Быстров, Максим Тонких

Поделиться:

Следующая Новость

В Госдуме предлагают приравнять минимальную стипендию студента к МРОТ

Ср Ноя 9 , 2016
Соответствующий законо­проект внесли на рассмот­рение федерального парла­мента депутаты от ЛДПР Ярослав Нилов и Михаил Дегтярев. Напомнив о существующих размерах стипендий (от 487 рублей в месяц для обуча­ю­щихся по программам среднего профес­си­о­нального образо­вания до 6717 рублей для обуча­ю­щихся по программам ординатуры), авторы законо­проекта отмечают, что данные нормативы для форми­ро­вания стипен­ди­ального фонда низкие и такая ситуация […]

Рубрики