популярные видео
Тольятти берет курс на инжиниринг
Мэр города Сергей Андреев представил программу его развития на базе создания в нем национального инжинирингового центра.
В технопарке "Жигулевская долина" 6 октября мэр Тольятти Сергей Андреев презентовал программу развития города, разработанную управленческой командой во время обучения в бизнес-школе Сколково. После защиты этого проекта Тольятти получил статус ТОР и в ближайшие 10 лет будет развиваться по представленной программе.
Сергей Андреев начал свою презентацию с проблем города. В 2015 году впервые в Тольятти был зарегистрирован миграционный отток населения: отсюда уехали 7,2 тыс. человек. Число безработных, хоть оно и связано с общей ситуацией в экономике страны, за последние 2 года выросло в 3,7 раза. Кроме этого, как указано в презентации, 58% жителей Тольятти считают, что живут хуже, чем люди в других городах России; 69% считают безработицу и нехватку рабочих мест основной проблемой города; 45% сомневаются в возможности найти работу; а 31% жителей вообще хотят уехать.
Временно снять симптомы этих проблем возможно с помощью множества инвестиционных площадок, расположенных в городе: ОЭЗ "Тольятти", технопарки "Жигулевская долина" и "Жигулевская долина 2", индустриальные парки "КуйбышевАзот", "Тольяттисинтез", "ВЦМ" и волжский индустриальный парк "АВТОВАЗ". Вместе эти площадки к 2018 году позволят создать в Тольятти немногим больше 10 000 рабочих мест и привлечь 28,2 млрд. рублей инвестиций. К 2025 году, когда срок действия статуса ТОР подойдет к концу, в городе должно появиться 44 400 рабочих мест, а объем инвестиций превысит 151 млрд. рублей. Но создание и работа этих площадок могут лишь временно решить столь серьезные проблемы.
По словам мэра, во время обучения команда анализировала международный опыт огромного числа похожих на Тольятти городов в части индустрии. Как оказалось, нет других удачных примеров перерождения индустриальных городов, кроме их перехода к экономике знаний. Одним из таких городов стал Шведский город Мальме, в котором закрылись градообразующие предприятия. Драйвером города стало создание Шведского государственного университета, где сейчас учатся 24 тыс. студентов. Аналогичным драйвером в Тольятти, как считает Сергей Андреев и его команда, может стать создание в городе всероссийского или даже всемирного центра инжиниринга, который сможет работать не на АВТОВАЗ, а на весь автопром и другие производства.
Россия, по данным консалтинговых компаний, занимает менее 1% рынка инжиниринговых услуг, а он в 2012 году превышал 1 трлн 200 млрд долларов. Как сказал во время презентации Сергей Андреев, это огромный рынок, на котором Россия должна найти свое место, но в стране ежегодно не хватает 35 тыс. современных инженеров, а правительство ставит задачу к 2035 году сосредоточить 50% экономики на новых проектах.
- В Тольятти всегда культурный код формировался в ответах на те вызовы, с которыми сталкивалась страна. Нужна была электрификация – мы строили ГЭС; нужна была химизация – строили крупные заводы; нужна была автомобилизация – строили самый крупный автозавод, - сказал мэр Сергей Андреев. – Мы считаем, что Тольятти способен ответить на вызов, который мы называем "отсутствие России на мировой карте инжиниринга".
Выход на рынок инжиниринга невозможен без новой образовательной среды, которая будет нацелена на подготовку высококлассных инженеров. Вершиной новой системы образования должен стать опорный университет, который, судя по презентации, представит собой синтез Тольяттинского госуниверситета и Тольяттинской академии управления.
Создание в Тольятти инжинирингового центра более подробно обсуждалось после презентации мэра. С представителями городских предприятий идею и пути создания центра обсуждали руководитель управления привлечения инвестиций министерства экономического развития, инвестиций и торговли Cамарской области.Сергей Ветров и директор ГАУ СО "Центр инновационного развития и кластерных инициатив" Денис Жидков. На профильном собрании по созданию инжинирингового центра все желающие уточняли некоторые технически е моменты, а также вносили свои предложения.
Так, начальник управления проектирования автомобилей ОАО "АВТОВАЗ" Сергей Аманов предложил начинать развитие всех инжиниринговых услу, оттталкиваясь от нужд бизнеса, ведь без конкретного заказа производятся абстрактные исследования и разработки, а вероятность того, что они дойдут до внедрения невелика.
По его словам, для создания в Тольятти крупного инжинирингового центра необходимо сделать ревизию крупных безнес-потребителей инжиниринговых услуг в городе и области. Также, по его мнению, нужно сделать ревизию доступных возможностей и наличия компетенций. Дальше, понимая, что невозможно развивать все, стоит попытаться расставить приоритеты и определить отрасли в которых город силен, а в которых – не очень. Потом можно либо развивать сильные стороны, либо подтягивать слабые. С этого, судя по всему, и начнется создание в Тольятти крупнейшего в стране инжинирингового центра.
Валерий Роганов, фото автора