Алексей Зуев: “Я свободный художник, но у меня нет свободного времени”

Алексей Зуев: "Я свободный художник, но у меня нет свободного времени" | CityTraffic

СитиТрафик” пообщался с Алексеем Зуевым,который стал облада­телем премии им. И.Е. Репина “За актуаль­ность в акаде­ми­ческом искусстве”.

Напомним, награж­дение состо­ялось 5 октября на открытии четвертой передвижной выставки-конкурса “Красные ворота/ против течения”. Премию им. И.Е. Репина вручили тольят­тин­скому фотографу Якову Князеву и художнику Алексею Зуеву, с которым пообщался наш внештатный корре­спондент.

Встреча проходила в мастерской его друга, где он работал над очередным заказом – видео­ро­ликом для рекламы сотовой связи. Пока мы разго­ва­ривали о его творчестве и перспек­тивах в Тольятти, на наших глазах появлялся знакомый всем бренд мобильной связи. Художник рисовал его на планшете.

- В детстве родители отвели меня в художе­ственную школу, но на самом деле я не хотел ходить на занятия, — признался Алексей. — Мне не нравилось, что нельзя было, как обычным детям, играть и бегать с друзьями во дворе. В это время нужно было идти в школу и рисовать какие-то муляжи. Но за четыре года обучения в художе­ственной школе у меня появились навыки по изобра­зи­тельному искусству. Был даже момент, когда мне понра­вилось то, что я нарисовал. Когда меня отдавали в художе­ственную школу, там было условие, которое заклю­чалось в том, что все вновь прибывшие поступают сначала в подго­то­ви­тельный класс. Я помню, как на одном из занятий в подго­то­ви­тельном классе нам поставили муляж утки, чтобы мы ее нарисовали. И я справился с заданием настолько хорошо, что учительница поговорила с моими родителями и с дирек­тором школы, предложив взять меня на обучение в основной класс без прохож­дения этой подго­товки. Как раз этой уткой можно гордиться.

- Несмотря на то, что вы не хотели ходить в художе­ственную школу, вы все равно поступили в институт на творческую специ­аль­ность.

- Осознанное желание заниматься творче­ством появилось у меня в 24 года. Я особо не мудрствовал после окончания школы и решил выбрать творческую специ­аль­ность. У нас в городе на тот момент направ­ление, которое мне подходило, было только в Тольяттинском филиале самар­ского педаго­ги­че­ского института, который сейчас стал ТГУ. Там я выучился на педагога изобра­зи­тельного искусства. А уже в 24 года на одном из пленэров я встре­тился с известным тольят­тинским худож­ником Игорем Пановым, который повлиял на мое мировоз­зрение и направил меня в нужное русло. И именно тогда у меня проснулось осознанное желание заниматься творче­ством и стать худож­ником.

- Большинство ваших работ посвящены житейским историям: семейный ужин, дети в деревне у бабушки, охота. Где берете сюжеты для них?

- Конечно же, из собственной жизни, пережи­ваний. Правда, есть работы, которые я делаю на заказ, и тут, естественно, ориен­ти­ру­ешься на то, что рекомендует изображать заказчик. В иллюстрациях, к примеру, дается сюжет, которому ты должен следовать. Но большинство моих работ связано с тем, что проис­ходило в моей жизни. Мама в детстве читала нам с братом сказки на ночь, мы с женой ехали на велоси­педах и попали под дождь, я гулял со своей собакой — и момент из этих прогулок так запал в память, что захотелось это нарисовать. То есть большинство тех работ, которые мне дороги, связаны с моими пережи­ва­ниями. Иногда сюжеты для своих работ я беру из жизни моих друзей и знакомых.

- На днях вы стали лауреатом выставки-конкурса “Красные ворота/против течения”. Расскажите, как это было.

- На конкурс я подго­товил из своего портфолио десять работ, которые, как мне казалось, подходили под каждую тему. В августе, путеше­ствуя по Северу, узнал, что стал лауреатом выставки-конкурса, и мне пришло сообщение от органи­за­торов предо­ставить для экспо­зиции в Тольятти четыре работы из десяти. Если говорить о том, как смотрелись мои работы на выставке среди картин других авторов, то я доволен своим творче­ством. У меня нет гипер­тро­фи­рованного чувства самокри­тич­ности: “Нет, все, что я сделал – это ерунда, и самое лучшее ждет меня впереди”. Может, я сделал не самое лучшее, но практи­чески половиной своих работ из портфолио я доволен. Получилось именно то, что я хотел сделать. С каждой работой, я уверен, мое мастерство растет. Становятся более осмыс­ленными поиск творческой темы и себя. Качественные изменения всегда проис­ходят с движением.

- Победа в конкурсе как-то повлияет на ваше творчество?

- Нет предела совер­шенству – эта фраза, пожалуй, мое кредо. Помню, в художе­ственной школе, в последнем классе, учительница рассказала, что в ее жизни встре­чались ученики, которых часто хвалили (вполне заслужено). И они, “купаясь” в этом звездном свете, забывали о том, что следом за ними идут те, кто равняются на них как на лидеров. Для того чтобы догнать этого человека, после­до­ватели прикла­дывают очень много усилий, и в какой-то момент лидер оказы­вается позади тех, кто шагнул вперед. Потому что эти люди стремились, и творческий потенциал нарастает у них уже по инерции. То есть, премия – это хорошо, но нельзя забывать о том, что нужно двигаться дальше и что настоящая звезда светит впереди. Поэтому я продолжу движение дальше в том же контексте, в каком и двигался вперед, несмотря на ту премию, которую получил. Вот в плане тем — да, я задумы­вался, что можно копнуть глубже.

- Вы называете себя свободным худож­ником. Что подра­зу­ме­ваете под словом свобода?

- Свободный, видимо, предпо­ла­гается, что я не устроен в какой-то фирме или компании. Я не придер­жи­ваюсь какого-то графика, а все время нахожусь в мастерской и работаю над тем, что мне интересно. С теми же заказами: если проект мне не интересен, я за него не берусь. Другими словами, он не уклады­вается в рамки того, что я привык делать. Может, вот эту свободу выбора и свободу творить, когда ты хочешь, я имею в виду, говоря “свободный художник”. Но у меня нет свободного времени. Я постоянно чем-то занят, у меня нет выходных. Конечно, я могу любой будний день превратить в выходной, но с тем количе­ством дел, которые у меня есть, этого не получается сделать. Тем более, у нас два художника в семье. У жены тоже есть свои заказы. И ко всему прочему мы растим двухлетнего ребенка, за которым то ей, то мне перио­ди­чески нужно следить.

- А дочку кем видите?

- Это постоянно так меняется. Художницей ни я, ни жена ее не видим. Мы варимся в этом. Я рассказал вам, что это доста­точно тяжело. И неизвестно, что будет в будущем. Сейчас все очень быстро меняется, появляются новые формы искусства. И то, чем занимаюсь я, возможно, к тому моменту, когда дочка вырастет, станет не таким актуальным. Скорее всего, жанровая картина, графика останутся, но, наверное, уступят каким-то медиа формам выражения: видеоарт, может, что-то другое появится. А что касается профессии для дочки, жена хотела бы, чтобы она стала врачом.

- Как вы считаете, Тольятти готов принять молодых авторов, которые совсем скоро покинут стены универ­си­тетов?

- Что касается Тольятти, у нас доста­точно много событий, в которых предлагают принять участие худож­никам и не только тольят­тинским, но и из других регионов. Например, та же выставка-конкурс “Красные ворота против течения”. В этом году художе­ственный музей устраивал межре­ги­о­нальную выставку “Бессонница”. Волжская картинная галерея за этот год провела два этапа выставки-конкурса “Натюрморт”. Причем это все не только выставки, но и конкурсы, на которых можно получить премию или приз. Выставки и конкурсы с премиями – это хорошее подспорье для художника. Сейчас доста­точно тяжело существовать художнику в России. В отличие от совет­ского времени нет госзаказа, когда нужно рисовать плакаты для театров, афиши мероприятий и митингов, просто картины, которые закупаются различными художе­ственными фондами, а потом распре­де­ляются по заведениям. Сейчас такого нет, и каждый художник в свободном плаванье. Он должен выживать так, как может. Что касается перспектив для молодых авторов, с этим очень сложно у нас в городе. Если бы они были, я бы сам бросился всеми руками и ногами и начал работать. Каждому выпускнику нужно думать о том, чем он будет зараба­тывать себе на жизнь. Потому что он не в вакууме живет, где у тебя уже есть все, что нужно для жизни и ты можешь заниматься тем, чем хочешь. После универ­ситета, конечно же, можно пойти и препо­давать. У нас много художе­ственных школ, студий. Если человек очень активный и иници­а­тивный, он может органи­зовать что-то свое – личную творческую студию. Я знаю многих людей, которые органи­зовали курсы для подрас­та­ющего поколения. Поэтому, если давать советы выпуск­никам вузов, то я бы посове­товал, во-первых, верить в то, что если вы будете заниматься любимым делом, то в какой-то момент все сложится хорошо. Обычно люди хотят все и сразу, но в творческой специ­аль­ности это невоз­можно, тут нужно попотеть, прежде чем добиться успеха. А уж стать каким-то брендом, узнаваемым у нас в городе, на это потре­буется десять лет. Но в любом случае, если постоянно двигаться к своей мечте, то, в конце концов, она реали­зуется.

Справка:

Зуев Алексей Владимирович

Художник-график. Родился в 1982 году в г. Альметьевске, респ. Татарстан. В 2004 году с отличием окончил Тольяттинский государ­ственный универ­ситет, факультет изобра­зи­тельного искусства и дизайна. В 2008 году вступил в Союз худож­ников России. Работает в станковой графике и эстампе, в жанрах пейзажа, портрета и жанровой компо­зиции. Участник более 140 между­на­родных, всерос­сийских, межре­ги­о­нальных и персо­нальных выставок в городах Париже, Минске, Лондоне, Санкт-Петербурге, Казани, Москве, Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Тольятти, Нижнем Новгороде, Самаре, Чебоксарах, Саранске, Уфе, Омске, Калининграде, Астрахани, Екатеринбурге и других.

Отмечен много­чис­ленными дипломами и грамотами за активную творческую, выста­вочную и педаго­ги­ческую деятель­ность. Создал множество творческих произ­ве­дений в станковой графике и эстампе, в различных жанрах изобра­зи­тельного искусства – компо­зиция, портрет, пейзаж, натюрморт. Их отличают ориги­нальные художе­ственные решения, они узнаваемы и пользуются заслу­женным вниманием на выставках. Художественные работы неодно­кратно печатались в журналах, альбомах и каталогах.

Беседовала Анна Соколова

Поделиться ссылкой:

Следующая Новость

Турецкие фрукты возвращаются в Россию

Вт Окт 11 , 2016
Правительство России приняло решение допустить на рынок страны турецкие сельхоз­про­дукты, в частности, цитру­совые. Об этом заявил на пресс-конфе­ренции в Стамбуле, прини­мавшем Всемирный энерге­ти­ческий конгресс, президент РФ Владимир Путин. - Хотел бы обратить ваше внимание на то, что сегодня прави­тельство России приняло решение допустить на российский рынок целую группу турецких товаров — товары сельхоз­про­из­водства: косточ­ковые так […]
Алексей Зуев: "Я свободный художник, но у меня нет свободного времени" | CityTraffic

Рубрики