Эксперты Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провели исследование, посвященное руководителям современной российской школы.
Авторы работы в процессе своего исследования пришли к выводу, что руководители школ уделяют гораздо больше внимания хозяйственным, финансовым и правовым вопросам, чем улучшению качества преподавания.
«Создание достойных условий для образовательного процесса» — так видят свою основную задачу 59,1% директоров российских школ. Лишь 18,8% считают, что руководитель образовательного учреждения должен сосредоточиться на академических результатах учеников.
Другой важный результат исследования — понимание директорами своей роли в отношениях с педагогами. Так, ключевым словом здесь оказалось «контроль». Более чем в половине случаев (54%) руководители школ посещают уроки именно с целью планового контроля.
К учителям директора относятся с уважением, следят за поощрительными выплатами (66% руководителей), но реже пытаются вместе с педагогами усовершенствовать учебный процесс (40%). Только 13% директоров указали, что они способствуют тому, чтобы учителя ощущали ответственность за качество преподавания, и 25% принимают меры для того, чтобы учителя чувствовали ответственность за успеваемость учеников.
В целом руководители российских школ не хотят рисковать и экспериментировать, почти не получают от учителей обратную связь относительно влияния своих управленческих шагов.
Ученые составили среднестатистический портрет директора российской школы. Это женщина 35 – 55 лет, имеющая высшее педагогическое образование и общий стаж работы более двадцати лет. Она работает на полную ставку в государственной школе на селе и при этом совмещает управление с преподаванием.
«Современные директора чаще всего называют себя хозяйственниками. Это очень обидно. Помните фразу Виктора Астафьева: «Русский крестьянин из деревни уже вышел, а в город еще не пришел». Так вот директор российской школы из педагогики уже вышел, а в менеджерство и управление еще не пришел. И я не уверен, что нужно, чтобы он туда приходил», — так комментирует результаты исследования директор Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ, академический руководитель магистерской программы для директоров школ «Управление образованием» Анатолий Каспржак.
Большинство директоров школ регулярно повышают свою квалификацию, однако в содержании подготовки руководителей преобладают правовые и финансовые сюжеты управления школой (53% и 48%), вопросы менеджмента (51%) и государственной политики в сфере образования (43%). Управлению качеством преподавания внимание почти не уделяется.
Такие установки явно не совпадают с трендами современного образования, зато совпадают с позицией специалистов муниципальных органов управления образованием. Опросив их, авторы исследования выяснили, что 82% считает первостепенной задачей директора школы решение кадровых, административных, финансовых и хозяйственных вопросов.
Справка:
Исследование ученых ВШЭ основано на многих источниках. Прежде всего это регулярный Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ (директоров школ анкетировали по выборке, репрезентативной для РФ, — 1200 участников) и Исследование эффективных моделей управления, которое проводилось Центром развития лидерства в образовании в 2014 – 2015 годах (анкетировались директора в 64 регионах РФ и фокус-группы в 10 регионах; общее количество участников анкетирования — 4477 директоров).
Еще один источник информации — российская часть международного исследования 7 System Leadership Study (7SLS), проведенная в 2015 году Центром развития лидерства в образовании среди директоров школ (300 анкет и 26 интервью) в четырех регионах РФ с «типовыми» характеристиками. Наконец, учтены и данные Международного исследования систем преподавания и обучения Teaching and Learning International Survey (TALIS), сделанного ОЭСР по репрезентативной для России выборке (200 директоров).