В школах России директора борются за создание «достойных условий», а не за успехи в учебе

Эксперты Центра развития лидерства в образо­вании Института образо­вания НИУ ВШЭ провели иссле­до­вание, посвя­щенное руково­ди­телям совре­менной российской школы.

Авторы работы в процессе своего иссле­до­вания пришли к выводу, что руково­дители школ уделяют гораздо больше внимания хозяй­ственным, финан­совым и правовым вопросам, чем улучшению качества преподавания.

«Создание достойных условий для образо­ва­тельного процесса» — так видят свою основную задачу 59,1% дирек­торов российских школ. Лишь 18,8% считают, что руково­дитель образо­ва­тельного учреждения должен сосре­до­то­читься на акаде­ми­ческих резуль­татах учеников.

Другой важный результат иссле­до­вания — понимание дирек­торами своей роли в отношениях с педагогами. Так, ключевым словом здесь оказалось «контроль». Более чем в половине случаев (54%) руково­дители школ посещают уроки именно с целью планового контроля. 

К учителям директора относятся с уважением, следят за поощри­тельными выплатами (66% руково­ди­телей), но реже пытаются вместе с педагогами усовер­шен­ствовать учебный процесс (40%). Только 13% дирек­торов указали, что они способ­ствуют тому, чтобы учителя ощущали ответ­ствен­ность за качество препо­да­вания, и 25% принимают меры для того, чтобы учителя чувствовали ответ­ствен­ность за успева­е­мость учеников.

В целом руково­дители российских школ не хотят рисковать и экспе­ри­мен­ти­ровать, почти не получают от учителей обратную связь относи­тельно влияния своих управ­лен­ческих шагов.

Ученые составили средне­ста­ти­сти­ческий портрет директора российской школы. Это женщина 35 – 55 лет, имеющая высшее педаго­ги­ческое образо­вание и общий стаж работы более двадцати лет. Она работает на полную ставку в государ­ственной школе на селе и при этом совмещает управ­ление с преподаванием.

«Современные директора чаще всего называют себя хозяй­ствен­никами. Это очень обидно. Помните фразу Виктора Астафьева: «Русский крестьянин из деревни уже вышел, а в город еще не пришел». Так вот директор российской школы из педагогики уже вышел, а в менеджерство и управ­ление еще не пришел. И я не уверен, что нужно, чтобы он туда приходил», — так коммен­тирует результаты иссле­до­вания директор Центра развития лидерства в образо­вании Института образо­вания ВШЭ, акаде­ми­ческий руково­дитель магистерской программы для дирек­торов школ «Управление образо­ванием» Анатолий Каспржак.

Большинство дирек­торов школ регулярно повышают свою квали­фи­кацию, однако в содер­жании подго­товки руково­ди­телей преоб­ладают правовые и финан­совые сюжеты управ­ления школой (53% и 48%), вопросы менедж­мента (51%) и государ­ственной политики в сфере образо­вания (43%). Управлению качеством препо­да­вания внимание почти не уделяется.

Такие установки явно не совпадают с трендами совре­менного образо­вания, зато совпадают с позицией специ­а­листов муници­пальных органов управ­ления образо­ванием. Опросив их, авторы иссле­до­вания выяснили, что 82% считает перво­сте­пенной задачей директора школы решение кадровых, админи­стра­тивных, финан­совых и хозяй­ственных вопросов. 

Справка:

Исследование ученых ВШЭ основано на многих источ­никах. Прежде всего это регулярный Мониторинг экономики образо­вания НИУ ВШЭ (дирек­торов школ анкети­ровали по выборке, репре­зен­та­тивной для РФ, — 1200 участ­ников) и Исследование эффек­тивных моделей управ­ления, которое прово­дилось Центром развития лидерства в образо­вании в 2014 – 2015 годах (анкети­ро­вались директора в 64 регионах РФ и фокус-группы в 10 регионах; общее количество участ­ников анкети­ро­вания — 4477 директоров).

Еще один источник инфор­мации — российская часть между­на­родного иссле­до­вания 7 System Leadership Study (7SLS), прове­денная в 2015 году Центром развития лидерства в образо­вании среди дирек­торов школ (300 анкет и 26 интервью) в четырех регионах РФ с «типовыми» харак­те­ри­стиками. Наконец, учтены и данные Международного иссле­до­вания систем препо­да­вания и обучения Teaching and Learning International Survey (TALIS), сделанного ОЭСР по репре­зен­та­тивной для России выборке (200 директоров).

Поделиться:

Следующая Новость

Новая книга Пелевина о битве чекистов с масонами будет представлена 7 сентября

Чт Авг 18 , 2016
Издатели говорят, что в этом романе читатели встре­тятся с автором, которого полюбили в более ранних его произведениях.  О чем будет роман «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», редакторы издательства «Эксмо» рассказали «Известиям».  По словам людей, видевших текст, но не имеющих права разглашать детали, новая книга похожа по стилю на «Желтую стрелу» или «Синий […]

Рубрики