Дарья Муранова, сценарист: «Страсти простого человека есть самая интересная тема для поэта и драматурга»

«СитиТрафик» встре­тился с автором сценария мюзикла «Два костра для Жанны Д’арк».

27 марта в большом зале ДКИТ запла­ни­рована премьера рок-оперы «Два костра для Жанны Д’арк». Накануне этого события корре­спондент «СитиТрафика» встре­тился с Дарьей Мурановой, которая написала сценарий для мюзикла.

- Дарья, расскажите, как начинался этот проект?

- Идея появилась еще семь лет назад. Тогда вместе с Анной Огарковой, которая была художе­ственным руково­ди­телем открытой творческой площадки «Голосова, 20», мы задумали выиграть грант на авторский спектакль. Мы выбрали тему Жанны Д’арк потому, что меня тогда очень занимали идеи христи­анства и потому, что это один из самых поэтичных герои­ческих женских образов. В итоге за четыре месяца я написала слабенький текст с множе­ством шаблонных фраз и персо­нажей. Грант мы тогда не выиграли. А через пару лет работы над собой и своими текстами, написанный тогда мюзикл, я с легким сердцем уничтожила.

Чуть меньше года назад Анна позвонила мне и предложила реани­ми­ровать этот проект. Написать мюзикл о прекрасной Жанне. Я согла­силась исклю­чи­тельно потому, что люблю авантюры.

- Почему Жанна Д’арк? Сценарий о ней?

- Нет. О Жанне, мне кажется, все уже давно сказано. Все смотрели фильмы о ней, читали книги. Ее образ «разжеван», он оброс мифами. Я наткнулась на интересную теорию. Звучала она так: рядом со святым всегда следует Дьявол. Как пример приво­дилась Жанна Д’арк и осужденный через десять лет после ее казни Жиль де Ре, более известный как Синяя борода. Он был правой рукой Жанны в ее приклю­чениях, главно­ко­ман­дующим Французской армии. И он же известен как серийный убийца, человек, по версии средне­ве­ковой инкви­зиции, продавший душу Сатане. Жиль де Ре был тем самым человеком, благодаря которому мы знаем Жанну Д’арк. Оставшийся верным ей, он оплатил написание и поста­новку первого спектакля о ее делах «Орлеанская мистерия». Эта много­гран­ность и удиви­тельная, жестокая, страшная судьба обычного человека увлекли меня невообразимо.

- Как отбирали факты, на что сделали акцент? 

- Упор сделан на истории Жиля де Ре. Весь мюзикл построен как последняя ночь Жиля перед казнью, последний его спектакль. Та самая «Орлеанская мистерия», свиде­телем которой он был. Мы не стремились к тому, чтобы соблюсти все истори­ческие детали. Естественно, основные факты остались нетро­нутыми. Жиль де Ре был воена­чаль­ником, бароном. Для него ничего не стоило убить человека. Нынешняя мораль далека от того времени. Однако он поверил и не усомнился в той, кого ныне мы зовем святой. И он умер столь же мучительно, как и Жанна Д’арк — был сожжен на костре, предва­ри­тельно подвер­гался пыткам. Мне хотелось показать именно историю этого выбора. Жизнь и преда­тельство, или смерть и верность. В пафосных мелодрамах этот выбор очевиден, но в жизни и в этой истории в частности, герои­ческий выбор из всех прибли­женных Жанны Д’арк сделал только барон де Ре, с которого позже Шарль Перро списал зловещий образ своей Синей Бороды. Мне хотелось показать не супер­героя деву Жанну, рушащую по воле Господа все преграды, а простых людей, столк­нув­шихся с великой силой. Каждый из персо­нажей (впрочем, это уже воля режиссера) обычный человек из окружения Жанны со своими слабо­стями и надеждами. Я считаю, что именно страсти простого человека есть самая интересная тема для поэта и драма­турга. Их мотивы и развер­нув­шаяся внутренняя борьба, предше­ствующая судьбо­носному решению.

Понимаете, с Жанной Д’арк говорил сам Господь. Ей всегда было понятно, что делать. Ей нужно было не решать, а решиться. Что же с другими рядом? Что получил Жиль де Ре, участ­во­вавший в тех славных делах? Он не слышал Господа, как и мы все. Уповал на своего короля. Подчинялся приказам и шел на войну. Из этого состояла вся его жизнь. Пока не пришла Жанна Д’арк. Но еще сложнее представить эту самую жизнь, после того, как она ушла.

- Как вы совме­стили эту историю с жанром мюзикла?

- Совмещает этот материал в мюзикл огромная команда. Например, Олег Иванов — лидер ансамбля «Эмпатия» пишет музыку, актеры воплощают персо­нажей, а режиссер, насколько я понимаю сейчас, старается склеить это воедино, не потеряв основных нитей и добавив визуальный ряд.

- Мюзикл будет поставлен на тольят­тинской и самарских сценах, почему вы остановили свой выбор на непро­фес­си­о­нальных актерах?

- В Самаре прошел не мюзикл, а читка нескольких сцен в Театре Слова Клары Саркисян. Я благо­говею перед Кларой Борисовной. Ее воспи­танники воспро­извели несколько сцен из моего текста. При этом у них не нашлось парня-актера подхо­дящего возраста на главную роль — и все эти сцены с Жилем де Ре исполнила девушка-актриса. Мне понра­вился экспе­римент. Здорово посмотреть на то, что так долго варил в голове, с новых неожи­данных ракурсов.

А любительские театры не из-за какой-то сверхидеи. Ну вот она я — Даша Муранова, у меня есть награды, стипендия Министерства Культуры РФ как молодому, подающему надежды поэту. Но для тусовки театралов я все еще никто. Девочка с амбициями. Даже имея условно хороший текст, я не могу ходить по профес­си­о­нальным театрам и просить отложить их нынешний репертуар и взяться срочно именно за мой мюзикл. Так бывает только в кино, на деле же на подобный экспе­римент с молодым поэтом и молодым компо­зи­тором готовы согла­ситься работать за идею только такие же амбици­озные ребята-любители.

- Аллюзии на другие произ­ве­дения в контексте будут?

- Будут аллюзии на «Евангелие», куда же без них? Об остальном расска­зывать не стану. Я даже друзьям о самых сокро­венных, вшитых в текст задумках, не говорю. Почему? Они посмотрят спектакль и, если не найдут их, то значит, задумки беспо­лезные и неудачные. А если я им расскажу, как же я узнаю, нашли ли они их?

Подготовила Анна Головлева

Поделиться:

Следующая Новость

В Тольятти заведено уголовное дело на мать, выбросившую свою двухлетнюю дочь из окна

Ср Мар 23 , 2016
Сама подозре­ваемая госпи­та­ли­зи­рована в психо­нев­ро­ло­ги­ческий диспансер.  Как сообщал ранее «СитиТрафик», 23 марта 2016 года примерно в 7:45 в одном из домов по улице 70 лет Октября женщина, состоящая на учете в психо­нев­ро­ло­ги­ческом диспансере, будучи дома вместе со своей двухлетней дочерью, начала вести себя неадек­ватно: кричать, выбра­сывать на улицу вещи. В какой-то момент она выбросила из окна квартиры […]

Рубрики