Троллейбусные линии: казнить нельзя помиловать

Собеседники «СитиТрафика» из Самары и Тольятти расставляют знаки препи­нания в заголовке.

В Москве ликви­дируют троллей­бусные линии. Пока только на Садовом кольце, поэтому сокра­щение коснется нескольких центральных маршрутов. По этому поводу в столице разго­релся нешуточный скандал. В Тольятти троллей­бусные линии — тоже больной вопрос. В городе давно идет дискуссия: продолжать развивать этот вид транс­порта, или макси­мально деликатно свести на «нет», год за годом сокращая маршрутную сеть.

Иван Сметанин, консультант, транс­портник: «Либо обрезать линии и сокращать маршруты, либо они не выживут вообще».

- Причин, по которым троллейбус перестал быть популярным видом транс­порта в Тольятти, несколько. Я назову две. Первая — это поста­нов­ление Правительства РФ, которое обязывает регио­нальные власти и муници­па­литеты перевести транспорт на газомо­торное топливо. В срок до 2020 года. В Тольятти сегодня на газ перевели часть муници­пального автобусного парка. Например, в АТП‑3 только в марте этого года треть транс­порта будет на газе. В Самаре в этом году переведут половину автобусного парка. Все остальное остается на дизеле. Но посте­пенно количество газомо­торного транс­порта будет расти.

По стоимости электро­энергия и газомо­торное топливо не сильно отличаются, поэтому я не могу сказать, что автобусы выгоднее троллей­бусов. Скорее, это полити­ческое решение, которое было принято в Правительстве РФ.

Муниципальный автобусный парк Тольятти уже сейчас жестко конку­рирует с теми, кто занимается частными перевозками. Именно маршрутки, на мой взгляд, и убили троллейбусы в Тольятти. Это вторая причина, по которой он перестал интере­совать и людей, и чиновников.

15 лет назад нашу маршрутную сеть стали перекра­ивать, жестко делить. В результате появились частники на «газельках» и «Фордах». Если вы заметили, то у некоторых из них даже номера были «троллей­бусные». Например, маршрутка №119 обяза­тельно напомнит вам о существо­вании троллейбуса №19. Фактически, на тех линиях, которые занимали троллейбусы, сейчас работают частники. Почему выгодные маршруты отдали коммер­ческим перевоз­чикам — это уже другой вопрос. Об этом стоит спросить предше­ствен­ников нынешней власти.

И последнее: это социально-экономическая ситуация в городе. В промзоне Тольятти, где еще можно встретить троллейбусы, остались такие предприятия, как «Куйбышевазот», «Тольяттикаучук». Они создают пасса­жи­ро­поток и, таким образом, позволяют выживать троллейбусу.

Сейчас перед властями Тольятти и ТТУ вопрос стоит ребром: либо обрезать линии и сокращать маршруты, либо они не выживут вообще. Другого варианта у них просто нет.

Игорь Рудаков, глава Кировского района Самары: «В Тольятти одна конфи­гу­рация застройки, а в Самаре — совсем другая»

- Споров о том, как развивать общественный транспорт, было много. Я помню, как пикиро­вался на эту тему с Антоном Бусловым (штатный колумнист журнала The New Times, урбанист, занимав­шийся проблемами транс­порта, умер в августе 2014 года — прим. авт.). Я тогда у Виктора Тархова работал (экс-мэр Самары — прим. авт.) У меня, конечно, есть свое видение, но оно иногда идет в разрез с точкой зрения обществен­ности. И я уже один раз на этом обжегся.

Оглядываясь на опыт Европы, мы видим, что электри­ческий транспорт разви­вается. Конечно, если сегодня распре­делить пасса­жиров много­чис­ленных газелей по троллей­бусам, пропускная способ­ность городских магистралей увели­чится. Тут и проблема пробок и все остальное… Но плясать нужно от инфра­структуры мегаполиса. Например, в Тольятти одна конфи­гу­рация застройки, а в Самаре — совсем другая.

Троллейбусы — это эколо­ги­чески чистый, удобный транспорт. Но тут все зависит от состояния парка. Если троллейбусы «убитые» и «мертвые», то попытка развивать этот вид транс­порта в городе ни к чему не приведет. В случае, если Самара задумает закупать троллейбусы, нужно думать о выделении отдельных полос для общественного транс­порта. Увы, конфи­гу­рация улиц в Самаре не везде позволяет это делать.

Аркадий Лазарев, лидер общественного движения «Дорога 63.РФ»: «В плане манев­рен­ности троллейбусы уступают автобусам»

- В первую очередь, нужно исходить из эконо­ми­ческой целесо­об­раз­ности. Давайте смотреть, какой вид транс­порта дешевле исполь­зовать. И, конечно, в плане манев­рен­ности троллейбусы уступают автобусам. Сегодня «рогатые» создают проблемы автомо­би­листам, поскольку места на дороге не хватает. Особенно зимой, если учитывать, как у нас в городе убирают снег с обочин. А если точнее — не убирают вовсе.

Конечно, мегаполис разви­вается, и троллейбус — это устаревший вид транс­порта. Постепенно его будут вытеснять автобусы на газомо­торном топливе.

Подготовил Виталий Папилкин

Поделиться:

Следующая Новость

Самарская область: устойчивость пониженная, но стабильная

Пт Мар 11 , 2016
Спортивные успехи в командных видах спорта были «уравно­вешены» негативными событиями на АВТОВАЗе и инфор­мацией об отставке Бу Андерссона. «СитиТрафик» регулярно сообщает о резуль­татах иссле­до­ваний, публи­куемых экспертами фонда «Петербургская политика». Речь, в частности, идет о рейтинге устой­чи­вости российских регионов. Уровень устой­чи­вости опреде­ляется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 – макси­мальная оценка, 1 – минимальная. Внутри Рейтинга регионы […]

Рубрики