Депутаты Госдумы хотят вернуть "детский труд" в школы

Внесенный алтайским эл курултаем проект устанавливает основные виды детской трудовой деятельности, используемые в процессе трудового воспитания, такие, как учебный и общественно полезный труд, который подразделяется на самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе.  

В Госдуме зарегистрирован проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", внесенный государственным собранием-эл курултаем Республики Алтай. В пояснительной записке к документу говорится, что действующий Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" не содержит понятия "трудовое воспитание". Предлагаемый проект, по мнению алтайских законодателей, устраняет этот пробел в законодательстве Российской Федерации.

Проект устанавливает основные виды детской трудовой деятельности, используемые в процессе трудового воспитания: учебный и общественно полезный труд, который подразделяется на самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, труд в природе, и дает им определение.

Так, учебный труд - умственная деятельность обучающегося, направленная на приобретение знаний, на развитие способностей самому добывать знания и умений использовать приобретенные знания на практике в повседневной жизни; общественно полезный труд - систематическая, целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольная деятельность обучающегося, имеющая четко выраженную общественную значимость.

К видам общественно полезного труда относятся: самообслуживание - деятельность обучающегося, направленная на самостоятельное выполнение необходимых повседневных физических обязанностей по отношению к самому себе (уход за собой) или своему коллективу; хозяйственно-бытовой труд - деятельность обучающегося, направленная на поддержание чистоты и порядка на своем рабочем месте, в учебном помещении, в месте проживания;

ручной труд - деятельность обучающегося, направленная на формирование полезных практических навыков, необходимых в повседневной жизни (мелкий ремонт швейных, бытовых изделий, нарезка продуктов, приготовление пищи и т.п.);

труд в природе - деятельность обучающегося, направленная на уход за растениями и животными, содержащимися в «живых уголках» образовательных организаций, выращивание растений на клумбах и огородах, расположенных на пришкольных участках;

коллективный труд - форма организации труда обучающихся, направленная на формирование навыков согласовывать свои цели и действия с целями и действиями других участников совместного труда.