До конца января в отделе современного искусства тольяттинского художественного музея будет работать выставка завершившегося проекта «Тольятинизмы».
Кураторы и участники задумывали ее как попытку художественного осмысления совсем не художественного города.
Они устремились на поиск «чисто тольяттинских» особенностей вроде мозаичной плитки, которой выложены стены городских домов. Этой плиткой, по преданию, когда-то играли на улице маленькие тольяттинцы. Зрители выставки имели возможность тоже сыграть в «плиточку».
Архитектор Михаил Солодилов провел свое мини-исследование. Он разбирался со стереотипом о том, что многие рабочие АВТОВАЗа, возвращаясь с работы, принимаются выпивать. Михаил внимательно изучил территорию вокруг одной из остановок неподалеку от завода с названием «Энергетическая», обследовал все урны и мусорные контейнеры в округе и нашел много пустых бутылок. Их фото висит красивым коллажем в музее. Правда, мусорные баки, запечатленные на фотографиях, заполнены исключительно бутылками без какого-либо прочего мусора, и это выглядит несколько подозрительно. Особенно, если учесть, что в них лежат чистые, словно с витрины, емкости из-под портвейна «777».
Отдельное удовольствие — подборка рисунков, в которых участники нафантазировали супергероев, которые могли бы жить в Тольятти, и только в нем. Например, герой «Скачок» может передвигаться в строгой последовательности: из первого квартала только во второй, из третьего только в четвертый и так далее. Из-за этой цифровой зависимости он не может выбраться из Автозаводского района.
А у «Анона» нет друзей. Он никого не знает в городе, и его не знает никто. Этот человек, придя в новую компанию, никогда не обнаруживает в ней знакомых (или знакомых знакомых).
Есть инсталляция, собранная из коробок для продуктов унесенных, видимо, со складов сети магазинов «Пятерочка». Рядом на стене расклеены в виде объявлений адреса магазинов. Смысл в это вложен примерно такой: если жители более крупных и архитектурных городов договариваются встретиться у какого-нибудь памятника или фонтана, то у нас, как правило, ориентиром для встречи является какая-нибудь «Пятерочка».
За темными плотными шторами одного из залов «идет» диалог между Франко Альбертоне — итальянцем, приехавшим помочь открыть АВТОВАЗ, и Пальмиро Тольятти. Запись беседы идет от проигрывателей, а собеседников следует дофантазировать самостоятельно на стульях напротив стола.
Также на стене висит небольшой «фоторепортаж» об освобождении «Сердца Тольятти». Две девушки после одной из бесед о «тольяттинизмах» пошли в городское тайм-кафе и увидели там красное сердечко в ажурной клетке. Решив, что это сердце Тольятти, которое не должно быть за решеткой, они освободили его, повесив на дерево.
Отчет по освобождению сердца висит на стене в музее, поверх фотографий натянута заборная сетка. Но на тех кадрах, где сердце уже было без клетки, сетки нет, ведь оно теперь свободно.
Один из участников проекта Михаил Гениальный решил, что городу нужно добавить красок — и украсил сугробы и мусорки разноцветными флюгерами.
Известный своей «Реверсивной синестезией* фикуса» Константин Николаевич сделал несколько инсталляций. Например, черно-белую видеоподборку городских пейзажей и бегущих волн с «помехами», как на забарахлившем телевизоре. Описать это трудно. Смотреть и погружаться в апатичный транс лучше лично.
«Тольяттинизмы» провели и несколько интерактивных акций. Участники проекта устроили дискотеку на набережной 6‑го квартала – месте, где дискотеки регулярно проводились когда-то. Но сейчас это место безнадежно заброшено.
А еще у площадки перед торговым центром «Капитал» они выставили множество деревянных конструкций, схематично изображающих людей и принялись наблюдать за реакцией прохожих. Проект назывался «Белые люди» — по мысли организаторов, это название означает цивилизованность и гуманность. Участники хотели проверить, будут ли тольяттинцы, принадлежащие к расе белых людей, относиться к искусственным «Белым людям» как белые люди.
Во второй части эксперимента к конструкциям были приделаны крылья, и «Белый человек» стал напоминать ангела. К ангелу люди стали подходить, фотографироваться, рассматривать его.
Белого «человека» без крыльев, по словам организаторов, люди игнорировали, и это, по мнению авторов идеи, было вызвано «отсутствием очевидных готовых моделей в бэкграунде каждого из зрителей». То есть незнакомая конструкция не вызвала интереса, потому что ничего не напоминала, ни на что не была похожа. Дети и студенты реагировали с интересом и пытались придать манекенам какой-нибудь смысл. Пенсионеры проходили мимо, а школьники иногда пытались их разломать.
В этом проекте сам Объект меняется местом с Субъектом ( то есть прохожий, его реакция сама становится частью акционизма). И чем агрессивнее реагирует на новое случайный человек, тем сложнее становится определить, кто из двоих более Белый человек — манекен или зритель, — подытоживают организаторы.
Екатерина Хрипко, фото автора