Как в Тольятти искали белых людей и освобождали из клетки сердце города

До конца января в отделе совре­менного искусства тольят­тин­ского художе­ственного музея будет работать выставка завер­шив­шегося проекта «Тольятинизмы».

Кураторы и участники задумывали ее как попытку художе­ственного осмыс­ления совсем не художе­ственного города.

Они устре­мились на поиск «чисто тольят­тинских» особен­ностей вроде мозаичной плитки, которой выложены стены городских домов. Этой плиткой, по преданию, когда-то играли на улице маленькие тольят­тинцы. Зрители выставки имели возмож­ность тоже сыграть в «плиточку».

Архитектор Михаил Солодилов провел свое мини-иссле­до­вание. Он разби­рался со стерео­типом о том, что многие рабочие АВТОВАЗа, возвра­щаясь с работы, прини­маются выпивать. Михаил внима­тельно изучил терри­торию вокруг одной из остановок неподалеку от завода с названием «Энергетическая», обсле­довал все урны и мусорные контейнеры в округе и нашел много пустых бутылок. Их фото висит красивым коллажем в музее. Правда, мусорные баки, запечат­ленные на фотографиях, заполнены исклю­чи­тельно бутылками без какого-либо прочего мусора, и это выглядит несколько подозри­тельно. Особенно, если учесть, что в них лежат чистые, словно с витрины, емкости из-под портвейна «777».

Отдельное удоволь­ствие — подборка рисунков, в которых участники нафан­та­зи­ровали супер­героев, которые могли бы жить в Тольятти, и только в нем. Например, герой «Скачок» может передви­гаться в строгой после­до­ва­тель­ности: из первого квартала только во второй, из третьего только в четвертый и так далее. Из-за этой цифровой зависи­мости он не может выбраться из Автозаводского района.

А у «Анона» нет друзей. Он никого не знает в городе, и его не знает никто. Этот человек, придя в новую компанию, никогда не обнару­живает в ней знакомых (или знакомых знакомых).

Есть инстал­ляция, собранная из коробок для продуктов унесенных, видимо, со складов сети магазинов «Пятерочка». Рядом на стене расклеены в виде объяв­лений адреса магазинов. Смысл в это вложен примерно такой: если жители более крупных и архитек­турных городов догова­ри­ваются встре­титься у какого-нибудь памятника или фонтана, то у нас, как правило, ориен­тиром для встречи является какая-нибудь «Пятерочка».

За темными плотными шторами одного из залов «идет» диалог между Франко Альбертоне — итальянцем, приехавшим помочь открыть АВТОВАЗ, и Пальмиро Тольятти. Запись беседы идет от проиг­ры­ва­телей, а собесед­ников следует дофан­та­зи­ровать самосто­я­тельно на стульях напротив стола.

Также на стене висит небольшой «фоторе­портаж» об освобож­дении «Сердца Тольятти». Две девушки после одной из бесед о «тольят­ти­низмах» пошли в городское тайм-кафе и увидели там красное сердечко в ажурной клетке. Решив, что это сердце Тольятти, которое не должно быть за решеткой, они освободили его, повесив на дерево.

Отчет по освобож­дению сердца висит на стене в музее, поверх фотографий натянута заборная сетка. Но на тех кадрах, где сердце уже было без клетки, сетки нет, ведь оно теперь свободно.

Один из участ­ников проекта Михаил Гениальный решил, что городу нужно добавить красок — и украсил сугробы и мусорки разно­цветными флюгерами.

Известный своей «Реверсивной синестезией* фикуса» Константин Николаевич сделал несколько инстал­ляций. Например, черно-белую видео­под­борку городских пейзажей и бегущих волн с «помехами», как на забарах­лившем телевизоре. Описать это трудно. Смотреть и погру­жаться в апатичный транс лучше лично.

«Тольяттинизмы» провели и несколько интер­ак­тивных акций. Участники проекта устроили дискотеку на набережной 6‑го квартала – месте, где дискотеки регулярно прово­дились когда-то. Но сейчас это место безна­дежно заброшено.

А еще у площадки перед торговым центром «Капитал» они выставили множество деревянных конструкций, схема­тично изобра­жающих людей и принялись наблюдать за реакцией прохожих. Проект назывался «Белые люди» — по мысли органи­за­торов, это название означает цивили­зо­ван­ность и гуман­ность. Участники хотели проверить, будут ли тольят­тинцы, принад­ле­жащие к расе белых людей, относиться к искус­ственным «Белым людям» как белые люди.

Во второй части экспе­ри­мента к конструкциям были приделаны крылья, и «Белый человек» стал напоминать ангела. К ангелу люди стали подходить, фотогра­фи­ро­ваться, рассмат­ривать его.
Белого «человека» без крыльев, по словам органи­за­торов, люди игнори­ровали, и это, по мнению авторов идеи, было вызвано «отсут­ствием очевидных готовых моделей в бэкграунде каждого из зрителей». То есть незна­комая конструкция не вызвала интереса, потому что ничего не напоминала, ни на что не была похожа. Дети и студенты реаги­ровали с интересом и пытались придать манекенам какой-нибудь смысл. Пенсионеры проходили мимо, а школьники иногда пытались их разломать.

В этом проекте сам Объект меняется местом с Субъектом ( то есть прохожий, его реакция сама стано­вится частью акцио­низма). И чем агрес­сивнее реагирует на новое случайный человек, тем сложнее стано­вится определить, кто из двоих более Белый человек — манекен или зритель, — подыто­живают организаторы.

Екатерина Хрипко, фото автора

Поделиться:

Следующая Новость

Риелторы Тольятти: "дна" рынок недвижимости достигнет весной 2016 года

Ср Дек 23 , 2015
«СитиТрафик» попросил профес­си­о­налов оценить состояние и перспективы жилищного рынка в городе. Сегодня в Самарской области, впрочем, как и почти во всей стране, сложилась парадок­сальная ситуация: жилье строят, цена на квадратный метр снижается, а рынок недви­жи­мости «стоит». На днях, выступая с посланием к депутатам и гражданам, губер­натор Николай Меркушкин заявил, что в 2015 году в регионе введено в строй более 1 млн квадратных […]

Рубрики