Дорожная революция: "Единая Россия" считает потери, оппозиция сдержанно потирает руки

Население готовится к новых расходам.

Федеральное дорожное агентство отчиталось, что за 10 дней работы системы "Платон" им удалось привлечь 488 млн. рублей. Параллельно в социальных сетях медленно угасают споры между бюджетниками, которые откровенно сочувствуют режиму - работниками полиции, педагогами, и оппозицией - "диванными войсками". Диванными, потому что никто к водителям большегрузных машин так и не вышел, никто не поддержал их на трассе. Впрочем, миф о походе на Москву был развеян еще вчера, когда стало понятно, что акция с призывами вроде "Идем на Смольный", проходившая в Санкт-Петербурге, с треском провалилась.

Ничего не делаем, постоянно в плюсе

Екатерине Герасимовой, по собственному признанию, на следующей неделе 31, и она "до сих пор убежденный "не водитель". Пешеход Герасимова представляет в Самаре "ячейку" "Партии Прогресса".

Новость об акциях протеста дальнобойщиков застала представителя партии Алексея Навального в Тюмени. Я объясняю: "Мне обидно, что самарская оппозиция не вышла к шоферам".

- Мне самой и как гражданину, и как политическому активисту не очень нравится, когда кто-то "примазывается" к акциям протеста, - говорит Герасимова. - Вы меня извините за это слово, вы, быть может, подыщите что-то литературное. Но как любой разумный человек я поддерживаю то, что сейчас делают дальнобойщики. И подписываюсь под каждым словом из обращения Алексея Навального к представителям этой сферы.

Мы обмениваемся почтовыми адресами, Екатерина обещает прислать мне видеоролики c выступлениями лидера "Партии Прогресса", убеждающего всех маршировать в столицу, поддержать организаторов акции протеста "Улитка".

Мы продолжаем разговор:

- Так как я в отъезде, то попросила ребят связаться с дальнобойщиками, и они вот-вот должны выйти на этих людей, - говорит Герасимова. - Мы готовы оказать им любую поддержку.

Любопытно, что вчера ряд СМИ Самарской области столкнулись с тем, что ни пресс-служба ГУ МВД, ни ГИБДД не стали комментировать новости о дальнобойщиках, ведь официально проблемы не существует. Замалчивание акции породило в этой непростой теме и без того множество слухов, неточностей и даже откровенного вранья. Этим успешно воспользовалась оппозиция (пусть даже сама этого не хотела): не прилагая абсолютно никаких усилий, противники Кремля заработали себе политические очки накануне выборов в Государственную Думу. К слову, все системные партии без исключения поддержали водителей большегрузов.

На этом фоне власть повела себя неуверенно: в крупных городах прошли акции протеста. Коснулись они и жителей Самары. Внутри электората информация "бродила", тем самым градус недовольства в обществе повышался. Ведь федеральные каналы не транслировали эту тему, или, как минимум, старались не замечать. Хотя, например, в Санкт-Петербурге, по сообщениям коллег, водидели жгли покрышки и собирались "идти на Смольный". Правда, в самый ответственный момент, когда, собственно, осталось решить, кто именно пойдет к чиновникам, протест сошел на нет.

Вчера же появилась информация о том, что на участников самарской акции "Улитка" силовики составили 11 протоколов об административном нарушении.

Ничего не делаем, знаем, что в минусе, и плевать, что будет дальше

Дамиру (фамилию он не называет, опасаясь давления силовиков) 35 лет. У него есть семья, он шофер-дальнобойщик. За рулем с детства. За баранку вернулся, как только пришел из армии.

- Мандарины, груши, гранат... - это товар, который гниет сейчас в Кизляре (мы разговаривали с ним 25 ноября, когда акция протеста в Дагестане еще продолжалась - прим. авт.). Думаю, что скоро это всем аукнется: цены на фрукты вырастут. Я слышал, что работники станций технического обслуживания тоже стонут: выручка упала.

Спрашиваю о зарплате:

- Сколько у меня выходит в месяц чистыми? - переспрашивает он. - Ну, 35 000 рублей. Какой год за последние 15 лет был для меня самым успешным? 2004 — 2005 год. В общем, было нормально до кризиса 2008 года.

Дамир утверждает, что сейчас не работает: выезжает на своем грузовике только для участия в "Улитке".

- Конечно, раньше лучше было. Нам давали командировочные на гостиницу, сейчас такое тоже есть, но если ты отправляешься в Китай. Там нельзя ночевать в машине, на трассе, - объясняет он. - Раньше хозяин старался нанимать двоих шоферов. Так и безопаснее , и скорость доставки грузов увеличивается. Сейчас есть транспортные компании, в которых работают водители, которые спят 3 - 6 часов в сутки. Экономят на всем.

Дамир хохочет, когда я прошу его поделиться: с каким чувством он смотрел российский сериал "Дальнобойщики"?

- Все байки в кучу собрали, - говорит он.

Самарский Белый дом ответил диванным войскам

"Федеральное дорожное агентство РФ (Росавтодор) по поручению главы государства направит часть средств, полученных за счет введения системы взимания платы с транспортных средств массой свыше 12-ти тонн за проезд по федеральным автомобильным дорогам, на модернизацию дорожной инфраструктуры в регионах страны", - говорится в сообщении администрации губернатора Самарской области Николая Меркушкина, которое она распространила 26 ноября 2015 года.

В Самарском Белом доме подчеркнули, что в рамках данного поручения будет рассмотрена возможность господдержки Самарской области по софинансированию строительства мостового перехода "Фрунзенский", старт строительства которого 20 ноября 2015 года состоялся при участии Министра транспорта РФ Максима Соколова.

"Также будут рассмотрены варианты господдержки дорожных проектов, реализация которых планируется в рамках государственно-частного партнерства, а именно продолжения строительства магистрали "Центральная" - проспекта Карла Маркса от Обводной г. Самары до пр. Кирова".

Чуть раньше на сайте Росавтодора появилось разъяснение, в котором дорожное ведомство попросило не путать "Платон" и транспортный налог, который действует на территории РФ:

"Транспортный налог для всех видов транспортных средств относится к региональным налогам, поэтому величину налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, а также налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ. Денежные средства, поступающие от налогоплательщиков в виде транспортного налога, аккумулируются в региональных дорожных фондах (а не в федеральном бюджете), и их распределение находится в компетенции региональной власти. Таким образом, именно местные органы власти решают, в какие сферы деятельности региона в первую очередь направлять эти деньги". 

"СитиТрафик" напоминает, что система взимания платы с транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, "Платон" заработала на всей территории России с 15 ноября 2015 года. Собранные средства направляются в Дорожный фонд Российской Федерации. Проект направлен на развитие дорожной сети всей страны, улучшение качества автомобильных дорог и снижение аварийности.

И дальнобойщик Дамир и пешеход Екатерина уверены: вслед за 12-ти тонниками последует введение сборов для транспорта меньшей вместимости, а значит, в конечную стоимость продуктов для потребителя скоро обязательно включат новые затраты. Ведь с появлением "Платона" расходы на доставку выросли. Хотя с момента забастовки шоферов большегрузов цены на рынке на мандарины, груши и гранат не поднялись.

Виталий Папилкин, Самара

На фото: руководитель Федерального дорожного агенства Роман Старовойт