22 мая в 19:00 в Тольяттинской филармонии нас ожидает дивный концерт — в этот вечер будут звучать арфа и Симфонический оркестр филармонии. Чарующие пассажи арфы способны творить чудеса, благотворно воздействуя на эмоциональное и физическое состояние человека.
В XIX веке считалось, что каждая благовоспитанная девица из «порядочного общества» должна уметь играть на арфе. Звучит арфа очень поэтично. Композиторы используют ее, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.
Солисткой выступит молодая талантливая арфистка Ионелла Маринуца – участница проекта Санкт-Петербургского Дома музыки «Музыкальная сборная России». Ионелла Маринуца и Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии под управлением заслуженного артиста РФ Алексея Воронова исполнят Концерт для арфы с оркестром Р. Глиэра, наполненный сказочной, чарующей музыкой. Программу вечера симфонических шедевров продолжат «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и Симфония № 3 Брамса.
«Испанское каприччио» было написано Николаем Римским-Корсаковым летом 1887 года. В основу этой композиции, по словам композитора, положены наброски предполагавшейся виртуозной скрипичной фантазии на испанские темы. В сезоне 1887/88гг. состоялась премьера этого произведения.
Известный советский критик и музыковед Борис Асафьев характеризует «Испанское каприччио» как «роскошное, знойно-истомное» произведение, как «звукопись ослепительной чистоты тонов». «Изумительная яркость, колорит и изящество сделали его популярнейшим концертным произведением Римского-Корсакова. В отношении инструментальных эффектов — это настоящий экзамен для отдельных инструментов оркестра, начиная от скрипки соло до барабана и тарелок! Один из французских критиков недаром назвал «Каприччио» настоящим чудом по увлекательности и изобретательности и по инструментовке», — свидетельствует критик Н.Ф. Финдейзен.
Симфония № 3 немецкого композитора 19 века Йоганнесса Брамса была написана летом 1883 года в Висбадене, произведение посвящено известному дирижёру и пианисту Гансу фон Бюлову. В Третьей симфонии Брамс дает новое решение жанра, сочетая классические и романтические традиции. Оригинальна ее драматургия: от патетической, тревожной, но все же достаточно светлой, мажорной первой части к драматическому, насыщенному борьбой минорному финалу. В средних частях используется типичное для Брамса, но не характерное для других композиторов его времени интермеццо — отсутствует оживленное скерцо. Средние части Третьей поменялись местами в отношении эмоциональной глубины и насыщенности: анданте теперь наивно-простодушно, а аллегретто — полный затаенной скорби романс.
Удивительная по красоте, величию и проникновенности тема 3 части Симфонии № 3 Й. Брамса, многократно использовалась в киномузыке. В частности, в фильме Анатоля Литвака «Любите ли вы Брамса?» (1961, песня «Say No More, It’s Goodbye») тема из 3 части является ведущей в фильме.
Заметное влияние симфония оказала на музыкальную тему и финальную песню фильма Ф. Янковского «Статский советник» (2005). Наконец, главная музыкальная тема сериала «Ликвидация» (2007) также частично заимствована из 3‑й части Симфонии № 3 Брамса. Композитор сериала Энри Лолашвили назвал свое произведение «Парафраз на пять тактов третьей части Третьей симфонии Брамса».
Заказ билетов по телефону 222 – 600 и на сайте www.biletsamara.ru.
СПРАВКА
Ионелла Маринуца музыкой начала заниматься с 6 лет. В 2009 году поступила в Санкт-Петербургский музыкальный колледж им. М. Мусоргского (класс заслуженной артистки России Ирины Тищенко). В настоящее время — студентка Консерватории им. А.Корто в Париже (класс профессора Изабель Перрин).
Лауреат конкурсов:
— Лауреат II премии Городского смотра-конкурса юных арфистов (2003).
— Лауреат III премии Открытого конкурса юных исполнителей на струнных инструментах (Санкт-Петербург, 2005).
— Лауреат I премии VII Международного конкурса юных музыкантов «Симфония» (Волгоград, 2010). Редкий случай, когда из всех струнных предпочтение было отдано арфе, несмотря на то, что уровень участников конкурса очень высокий.
В 2010 году стала обладательницей специального приза «За лучшее исполнение венгерской музыки» на II Международном конкурсе арфистов в Венгрии (Сегед).
В июле 2012 года – лауреат V премии на Международном конкурсе арфистов «Хрустальный ключ» (Санкт-Петербург).
Участница московских арфовых фестивалей «Арфа в России – вчера, сегодня, завтра» (2003), «Волшебной Арфы звуки» (2006); мастер-классов выдающихся европейских арфистов – Флоранс Ситрук (Швейцария), Изабель Моретти (Франция).
С 2011 года — участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки: мастер-класс Изабель Перрин (Франция), «Музыкальная сборная России».
Проект Санкт-Петербургского Дома музыки «Музыкальная сборная России» появился в 2007 году как серия концертов в крупнейших залах Санкт-Петербурга, где лауреаты XIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского представляли музыкальные произведения из своей конкурсной программы. Выступления молодых музыкантов оказались настолько востребованы, что уже со следующего года проект «Музыкальная сборная России» стал самостоятельным циклом концертов. Ныне его участники – лауреаты различных международных конкурсов, а не только конкурса им. Чайковского. С 2010 года проект расширил свои территориальные границы, и его концерты стали проходить не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России. Тольятти — в их числе.