О перспективах театра «Колесо»
25 лет – это серьезная дата и театр «Колесо» подошел к этому рубежу с определенными результатами. Во-первых, ещё в ноябре прошлого года народная артистка России Наталья Степановна Дроздова стала директором театра. А к началу 25-го сезона полностью обновился управленческий состав – он стал более молодой, творческий и прогрессивный. Это очень важное событие. Ведь на протяжении последних 7 лет в театре в творческом плане был застой. Да, были спектакли – удачные и не очень, но театр не развивался, поскольку долгое время не было творческих наставников. Новая команда не боится смелых идей, уже сейчас реализуются некоторые планы театра.
Да, у нас пока нет главного режиссёра, и мы остаемся продюсерским театром. Но здесь есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, режиссёр приезжает, ставит спектакль и уезжает. Он не видит, что происходит со спектаклем дальше, как играют актёры, у него нет возможности корректировать, направлять. С другой стороны, разные режиссёры вносят разнообразие в постановки и зрителям это нравится. В ведущих московских театрах главным человеком является художественный руководитель. А у нас в уставе прописано, что главный человек театра – это директор. Но сейчас Наталья Степановна Дроздова заняла должность директора и, одновременно, она исполняет роль художественного руководителя, ведь Дроздова сама актриса и прекрасно понимает тонкости режиссуры, может следить за качеством актерской работы.
Ещё Глеб Борисович Дроздов говорил Наталье Степановне: «Не делай спонтанных выводов по назначению постоянного режиссёра театра. Он должен поставить минимум три спектакля, причем успешные, тогда можно его кандидатуру выдвигать в главные режиссёры». Но пока ни с кем не сложилось – кого-то здесь условия не устраивают, а кто-то ставил не так успешно. Пока нет определенности.
В этом году областное правительство выделило театру «Колесо» 26 миллионов рублей на строительно-ремонтные работы. На эти деньги будет осуществлен капитальный ремонт основной сцены театра и зрительного зала. Будет частично отреставрирован малый камерный зал, который уже несколько лет вообще не действует. Раньше многие любили ходить именно в малый зал. Ведь некоторые трогательные сцены лучше воспринимаются именно там, когда артист смотрит в глаза зрителю. Вход в малый зал был с другой стороны здания театра «Колесо», это не очень удобно. Сейчас решили сделать этот вход с центральной стороны здания. Люди сначала зайдут в небольшое фойе, где мы планируем сделать выставку, посвященную Г.Б. Дроздову, а дальше будет проход в малый зал. Сцену в малом зале планируем сделать передвижной. Это современный и необычный приём, когда зрительный зал и сцена имеют возможность перемещаться относительно друг друга. Все работы по ремонту и реставрации планируется завершить до 2 марта, на эту дату и назначено открытие выставки-экспозиции Г.Б. Дроздова. Кроме того, часть средств пойдёт на ремонт прилегающей к зданию театра территории.
Также городские власти закрепили за театром «Колесо» здание «Пирамиды» в 9 кв-ле Автозаводского района. Поэтому впоследствии мы планируем уйти с площадки на Степана Разина, полностью оставив ее за театром «Дилижанс». Но когда будет выделен бюджет на ремонт здания «Пирамиды» – неизвестно, поэтому говорить об этом пока рано.
В следующем сезоне мы хотим возобновить проведение в Тольятти театрального фестиваля, который был придуман Глебом Борисовичем Дроздовым в 2000 году. Фестиваль планируется проводить в мае. Концепция пока до конца не определена. Но планируется организовать международный театральный фестиваль, чтобы российские и европейские театры привозили к нам в город для тольяттинских зрителей свои лучшие постановки. Цены на фестивалях никогда не завышаются, поэтому билеты будут доступны абсолютно всем желающим. Это масштабное событие для культурной жизни города. Поскольку театральный фестиваль – это не просто показ спектаклей. Это, прежде всего, яркое событие, городской праздник, когда организуются капустники, уличные гулянья, выездные мероприятия. Будет весело. Может быть, мы не всё потянем в плане финансов, но планы у нас грандиозные.
О премьерах 25-го юбилейного сезона
В 25‑й театральный сезон Наталья Степановна Дроздова приглашает учеников Глеба Борисовича Дроздова ставить спектакли. Во-первых, она сама, как ученик Глеба Борисовича, восстановила спектакль «Женитьба», которым и открыли 25‑й творческий сезон. Этот спектакль-комедия изначально был поставлен Глебом Борисовичем Дроздовым ещё в 1984 году в Ярославле, потом он привёз его в Тольятти. «Женитьба» был одним из первых спектаклей, показанных тольяттинской публике в день открытия театра «Колесо» в 1988 году. На протяжении многих лет спектакль оставался визитной карточкой театра. С ним объездили множество городов России, Европы, даже были в Америке, завоевали различные театральные награды.
У Натальи Степановны была мечта – восстановить «Женитьбу» с теми же декорациями, музыкальными партитурами, мизансценами, костюмами, но уже с молодым актерским составом. В конце 24 сезона состоялась торжественная передача ролей от прежних артистов спектакля к более молодым. Так, народные артисты России Князев Евгений Иванович, Дмитриев Виктор Васильевич и Дроздова Наталья Степановна передали свои роли Алексею Солодянкину, Игорю Супрунову, Елене Радионовой. Новые актеры, конечно, переживали, ведь переиграть маститых артистов достаточно тяжело. И в тоже время придумать что-то новое сложно. Но все очень хорошо справились с задачей. Это был успех. Зрители были в восторге.
Со спектаклем «Женитьба» на конец апреля планируется тур по городам России, где жил и работал Глеб Борисович Дроздов. Прежде всего, это город Орск, где Глеб Борисович родился и делал первые шаги на сцене орского театра. Затем Саратов, Воронеж, Нижний Новгород и Ярославль. А также Москва, где он учился у Гончарова Андрея Александровича. В каждом городе будет установлена мемориальная доска в память о Глебе Борисовиче Дроздове.
Поскольку основная труппа театра в мае будет ездить по городам со спектаклем «Женитьба», чтобы не было простоя, мы планируем приглашать на нашу сцену другие театры из тех городов, куда мы едем.
Трагикомедия «Аккомпаниатор» — следующая премьера, состоявшаяся 27 сентября. Ее поставил еще один ученик Глеба Борисовича – Мезенцев Сергей. Изначально этот спектакль планировался на малую сцену, но сейчас его так сделали, что он играется и на большой сцене. В спектакле заняты самые маститые актёры театра «Колесо» – это заслуженная артистка России Ольга Ивановна Самарцева, народный артист России Виктор Васильевич Дмитриев, чета Логутенко – Валерий Константинович и Валерия Константиновна, народная артистка России Наталья Степановна Дроздова и двое молодых актёров – Александр Щёкин и Александр Сандиряков. Спектакль рассказывает о пожилых людях, они одиноки и богаты. За ними ухаживает молодой музыкант. И когда он им говорит: «Я ухожу», – они плачут, переживают. А уходит он из-за надуманных обвинений его в корысти. Спектакль трогательный, в корне отличается от «Женитьбы», и предназначен в большей степени для взрослой публики. Возможно, молодежи сюжет может показаться скучноватым, хотя как знать.
Также в октябре из США приехал еще один ученик Глеба Борисовича – режиссёр Продан Димов, работавший в театре «Колесо» актером в 1989 – 1992 годах и поставивший здесь за последние годы несколько спектаклей. Сейчас Продан Димов ставит спектакль «Трамвай «Желание» по известной пьесе Теннесси Уильямса. Пьеса выбрана не случайно, ведь она являлась любимым произведением Глеба Борисовича Дроздова, и считается одним из лучших произведений 20 века. Премьера приурочена к дню рождению Г.Б. Дроздова – 27 ноября.
На январь запланирована премьера спектакля «Арабская ночь» в постановке режиссёра Бояна Иванова. Это будет уникальная постановка, как для Тольятти, так и для России в целом, где пластика сочетается с драматургией, юмор с драматизмом, европейская школа режиссуры с игрой российских артистов. Боян Иванов – режиссёр с богатым европейским опытом постановок, приедет в Тольятти в декабре и с удовольствием проведет мастер-классы для всех представителей театров Тольятти на тему «Школа европейского театра». В последствии мы планируем показать спектакль «Арабская ночь» на нескольких престижных европейских театральных фестивалях.
И, конечно, центральная премьера 25 сезона – это «Сирано де Бержерак» в постановке Игоря Касилова. Конечно, он сократил пьесу, но очень грамотно. Игорь сам написал инсценировку. Премьера спектакля «Сирано де Бержерак» запланирована на 2 марта – день рождение театра. Интересна и сама работа над постановкой. У многих сейчас Игорь Касилов ассоциируется с проектом «Матрёна и Цветочек». Но я считаю, что Игорь гениальный режиссер и, одновременно, гениальный актёр. Я видел его на сцене и также видел его режиссёрские работы – это потрясающе. Он абсолютно подготовлен, он знает каждую роль, всех артистов. Он четко знает, как должен действовать актёр, он полностью «выжимает» актеров на репетициях, но в тоже время он не тиран. Многие артисты, не задействованные в спектакле, просто приходят посмотреть, как он репетирует. Игорь Касилов – гениальный, яркий и очень талантливый человек. Ведь артиста мало выучить, у него должна быть постоянная практика, его должен растить режиссёр. А это сейчас проблема. Приезжает один режиссёр – навязывает свою точку зрения, потом другой со своими взглядами. И многие актёры при таком режиме не могут раскрыться до конца. А Игорь Касилов воспитывался самим Глебом Борисовичем Дроздовым.
Почему некоторые люди боятся ходить в театр
Когда был жив Глеб Борисович, спектакли, им поставленные, жили по 10 лет и люди на них ходили. Например, комедия «Ночь ошибок». Этот спектакль всегда собирал полный зал. Помню, спектакль шел сразу после новогодних праздников – 4 января, и всё равно был аншлаг!
Если брать, например, постановки Морозова Анатолия Афанасьевича, который был последним главным режиссёром театра. Его спектакли жили 2 – 3 года максимум. Люди постепенно перестают ходить на спектакль, и театр не может дальше его содержать, убирает из репертуара.
На мой взгляд, это проблема, как самих постановок, так и проблема утраты обществом театральной культуры. Раньше были люди, которые по много раз ходили на один и тот же спектакль, находили нюансы, оттенки, обсуждали, получали эстетическое удовлетворение. Сейчас таких практически не осталось. И я не знаю в чем проблема, то ли в людях, то ли в спектаклях. Иногда я пересматриваю старые спектакли. Спектакли хорошие и ничем не изменились, просто люди перестают ходить.
В Тольятти почти треть жителей работает на заводе. Ни один заводчанин к нам сюда не приходит. Это не принято, почему-то. Особенно среди мужчин. Люди сейчас хотят просто смотреть телевизор и ни о чем не думать.
Вся проблема упирается в мужское население, девушки более расположены к театру. Они часто сами просят мужчин купить билеты в театр. Я много вижу стесняющихся молодых парней, покупающих билеты в нашей кассе. И я понимаю, что девушки развиваются в культурном плане быстрее, чем парни. Они более раскрепощены.
Я даже спрашиваю иногда своих знакомых: «Почему вы не приходите в театр?». Мне говорят: «Боюсь». Чего? Оказывается, люди просто боятся своих эмоций. Например, человеку 55 лет, и он боится заплакать, потому что есть трогательные моменты в спектаклях. А для мужчины плакать – это стыдно. Я когда-то тоже так думал. А сейчас, когда у меня наворачиваются на глаза слёзы, я поворачиваюсь в зал и вижу слёзы в глазах других мужчин. Ничего в этом постыдного нет. А многие боятся проявлять эмоции, в этом проблема нашего общества.
У нас в городе немного людей, которые привыкли ходить в театр, но все же они есть. Некоторые ходят семьями, с детьми. Есть династии театралов. Один человек подошел ко мне недавно и говорит: «Я к вам хожу постоянно с 1991 года и очень хочу попасть 2 марта на премьеру спектакля «Сирано де Бержерак». Я могу купить билет, только забронируйте его для меня в кассе на этот день».
Я считаю, что человек должен как-то культурно развиваться, а не только ходить по ночным клубам и смотреть по телевизору развлекательные передачи. Иногда людям нужны альтернативные эмоции, а не просто смех. И когда человек начинает понимать другую жизнь, это дорогого стоит.
Конечно, и у нас есть спектакли абсолютно развлекательного характера. Мы идем на встречу зрителю, но это не основное. Мы больше классический традиционный театр.
Просто приходите к нам в театр. Мы не ограничиваем своего зрителя какими-то строгими правилами, например, только костюм или вечернее платье. Наоборот, мы расположены к самой широкой аудитории и предлагаем каждому разнообразить свой кругозор, испытать новые эмоции и переживания, найти для себя и своих друзей альтернативное времяпрепровождение. И я не встречал еще никого, кто бы пожалел о том, что театр стал частью его жизни.
Беседу провела Татьяна Руфеева