Рассказывает о перспек­тивах театра «Колесо», о премьерах 25-го юбилейного сезона и о том, почему некоторые люди бояться ходить в театр

Рассказывает о перспективах театра «Колесо», о премьерах 25-го юбилейного сезона и о том, почему некоторые люди бояться ходить в театр | CityTraffic

О перспек­тивах театра «Колесо»

25 лет – это серьезная дата и театр «Колесо» подошел к этому рубежу с опреде­ленными резуль­татами. Во-первых, ещё в ноябре прошлого года народная артистка России Наталья Степановна Дроздова стала дирек­тором театра. А к началу 25-го сезона полностью обновился управ­лен­ческий состав – он стал более молодой, творческий и прогрес­сивный. Это очень важное событие. Ведь на протя­жении последних 7 лет в театре в творческом плане был застой. Да, были спектакли – удачные и не очень, но театр не разви­вался, поскольку долгое время не было творческих настав­ников. Новая команда не боится смелых идей, уже сейчас реали­зуются некоторые планы театра.

Да, у нас пока нет главного режиссёра, и мы остаемся продю­серским театром. Но здесь есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, режиссёр приезжает, ставит спектакль и уезжает. Он не видит, что проис­ходит со спектаклем дальше, как играют актёры, у него нет возмож­ности коррек­ти­ровать, направлять. С другой стороны, разные режиссёры вносят разно­об­разие в поста­новки и зрителям это нравится. В ведущих московских театрах главным человеком является художе­ственный руково­дитель. А у нас в уставе прописано, что главный человек театра – это директор. Но сейчас Наталья Степановна Дроздова заняла должность директора и, одновре­менно, она исполняет роль художе­ственного руково­дителя, ведь Дроздова сама актриса и прекрасно понимает тонкости режиссуры, может следить за качеством актерской работы.

Ещё Глеб Борисович Дроздов говорил Наталье Степановне: «Не делай спонтанных выводов по назна­чению посто­янного режиссёра театра. Он должен поставить минимум три спектакля, причем успешные, тогда можно его канди­датуру выдвигать в главные режиссёры». Но пока ни с кем не сложилось – кого-то здесь условия не устра­ивают, а кто-то ставил не так успешно. Пока нет определенности.

В этом году областное прави­тельство выделило театру «Колесо» 26 миллионов рублей на строи­тельно-ремонтные работы. На эти деньги будет осуществлен капитальный ремонт основной сцены театра и зрительного зала. Будет частично отреста­ври­рован малый камерный зал, который уже несколько лет вообще не действует. Раньше многие любили ходить именно в малый зал. Ведь некоторые трога­тельные сцены лучше воспри­ни­маются именно там, когда артист смотрит в глаза зрителю. Вход в малый зал был с другой стороны здания театра «Колесо», это не очень удобно. Сейчас решили сделать этот вход с центральной стороны здания. Люди сначала зайдут в небольшое фойе, где мы планируем сделать выставку, посвя­щенную Г.Б. Дроздову, а дальше будет проход в малый зал. Сцену в малом зале планируем сделать передвижной. Это совре­менный и необычный приём, когда зрительный зал и сцена имеют возмож­ность переме­щаться относи­тельно друг друга. Все работы по ремонту и рестав­рации плани­руется завершить до 2 марта, на эту дату и назначено открытие выставки-экспо­зиции Г.Б. Дроздова. Кроме того, часть средств пойдёт на ремонт приле­гающей к зданию театра территории.

Также городские власти закрепили за театром «Колесо» здание «Пирамиды» в 9 кв-ле Автозаводского района. Поэтому впослед­ствии мы планируем уйти с площадки на Степана Разина, полностью оставив ее за театром «Дилижанс». Но когда будет выделен бюджет на ремонт здания «Пирамиды» – неизвестно, поэтому говорить об этом пока рано.

В следующем сезоне мы хотим возоб­новить прове­дение в Тольятти театрального фестиваля, который был придуман Глебом Борисовичем Дроздовым в 2000 году. Фестиваль плани­руется проводить в мае. Концепция пока до конца не определена. Но плани­руется органи­зовать между­на­родный театральный фестиваль, чтобы российские и европейские театры привозили к нам в город для тольят­тинских зрителей свои лучшие поста­новки. Цены на фести­валях никогда не завышаются, поэтому билеты будут доступны абсолютно всем желающим. Это масштабное событие для культурной жизни города. Поскольку театральный фестиваль – это не просто показ спектаклей. Это, прежде всего, яркое событие, городской праздник, когда органи­зуются капустники, уличные гулянья, выездные мероприятия. Будет весело. Может быть, мы не всё потянем в плане финансов, но планы у нас грандиозные.

О премьерах 25-го юбилейного сезона

В 25‑й театральный сезон Наталья Степановна Дроздова приглашает учеников Глеба Борисовича Дроздова ставить спектакли. Во-первых, она сама, как ученик Глеба Борисовича, восста­новила спектакль «Женитьба», которым и открыли 25‑й творческий сезон. Этот спектакль-комедия изначально был поставлен Глебом Борисовичем Дроздовым ещё в 1984 году в Ярославле, потом он привёз его в Тольятти. «Женитьба» был одним из первых спектаклей, показанных тольят­тинской публике в день открытия театра «Колесо» в 1988 году. На протя­жении многих лет спектакль оставался визитной карточкой театра. С ним объездили множество городов России, Европы, даже были в Америке, завоевали различные театральные награды. 

У Натальи Степановны была мечта – восста­новить «Женитьбу» с теми же декора­циями, музыкальными парти­турами, мизан­сценами, костюмами, но уже с молодым актерским составом. В конце 24 сезона состо­ялась торже­ственная передача ролей от прежних артистов спектакля к более молодым. Так, народные артисты России Князев Евгений Иванович, Дмитриев Виктор Васильевич и Дроздова Наталья Степановна передали свои роли Алексею Солодянкину, Игорю Супрунову, Елене Радионовой. Новые актеры, конечно, переживали, ведь переиграть маститых артистов доста­точно тяжело. И в тоже время придумать что-то новое сложно. Но все очень хорошо справились с задачей. Это был успех. Зрители были в восторге.

Со спектаклем «Женитьба» на конец апреля плани­руется тур по городам России, где жил и работал Глеб Борисович Дроздов. Прежде всего, это город Орск, где Глеб Борисович родился и делал первые шаги на сцене орского театра. Затем Саратов, Воронеж, Нижний Новгород и Ярославль. А также Москва, где он учился у Гончарова Андрея Александровича. В каждом городе будет установлена мемори­альная доска в память о Глебе Борисовиче Дроздове.

Поскольку основная труппа театра в мае будет ездить по городам со спектаклем «Женитьба», чтобы не было простоя, мы планируем приглашать на нашу сцену другие театры из тех городов, куда мы едем.

Трагикомедия «Аккомпаниатор» — следующая премьера, состо­яв­шаяся 27 сентября. Ее поставил еще один ученик Глеба Борисовича – Мезенцев Сергей. Изначально этот спектакль плани­ро­вался на малую сцену, но сейчас его так сделали, что он играется и на большой сцене. В спектакле заняты самые маститые актёры театра «Колесо» – это заслу­женная артистка России Ольга Ивановна Самарцева, народный артист России Виктор Васильевич Дмитриев, чета Логутенко – Валерий Константинович и Валерия Константиновна, народная артистка России Наталья Степановна Дроздова и двое молодых актёров – Александр Щёкин и Александр Сандиряков. Спектакль расска­зывает о пожилых людях, они одиноки и богаты. За ними ухаживает молодой музыкант. И когда он им говорит: «Я ухожу», – они плачут, переживают. А уходит он из-за надуманных обвинений его в корысти. Спектакль трога­тельный, в корне отличается от «Женитьбы», и предна­значен в большей степени для взрослой публики. Возможно, молодежи сюжет может показаться скучно­ватым, хотя как знать.

Также в октябре из США приехал еще один ученик Глеба Борисовича – режиссёр Продан Димов, работавший в театре «Колесо» актером в 1989 – 1992 годах и поста­вивший здесь за последние годы несколько спектаклей. Сейчас Продан Димов ставит спектакль «Трамвай «Желание» по известной пьесе Теннесси Уильямса. Пьеса выбрана не случайно, ведь она являлась любимым произ­ве­дением Глеба Борисовича Дроздова, и считается одним из лучших произ­ве­дений 20 века. Премьера приурочена к дню рождению Г.Б. Дроздова – 27 ноября.

На январь запла­ни­рована премьера спектакля «Арабская ночь» в поста­новке режиссёра Бояна Иванова. Это будет уникальная поста­новка, как для Тольятти, так и для России в целом, где пластика сочетается с драма­тургией, юмор с драма­тизмом, европейская школа режиссуры с игрой российских артистов. Боян Иванов – режиссёр с богатым европейским опытом поста­новок, приедет в Тольятти в декабре и с удоволь­ствием проведет мастер-классы для всех предста­ви­телей театров Тольятти на тему «Школа европей­ского театра». В послед­ствии мы планируем показать спектакль «Арабская ночь» на нескольких престижных европейских театральных фестивалях.

И, конечно, центральная премьера 25 сезона – это «Сирано де Бержерак» в поста­новке Игоря Касилова. Конечно, он сократил пьесу, но очень грамотно. Игорь сам написал инсце­ни­ровку. Премьера спектакля «Сирано де Бержерак» запла­ни­рована на 2 марта – день рождение театра. Интересна и сама работа над поста­новкой. У многих сейчас Игорь Касилов ассоци­и­руется с проектом «Матрёна и Цветочек». Но я считаю, что Игорь гениальный режиссер и, одновре­менно, гениальный актёр. Я видел его на сцене и также видел его режис­сёрские работы – это потря­сающе. Он абсолютно подго­товлен, он знает каждую роль, всех артистов. Он четко знает, как должен действовать актёр, он полностью «выжимает» актеров на репетициях, но в тоже время он не тиран. Многие артисты, не задей­ство­ванные в спектакле, просто приходят посмотреть, как он репетирует. Игорь Касилов – гениальный, яркий и очень талант­ливый человек. Ведь артиста мало выучить, у него должна быть посто­янная практика, его должен растить режиссёр. А это сейчас проблема. Приезжает один режиссёр – навязывает свою точку зрения, потом другой со своими взглядами. И многие актёры при таком режиме не могут раскрыться до конца. А Игорь Касилов воспи­ты­вался самим Глебом Борисовичем Дроздовым.

Почему некоторые люди боятся ходить в театр

Когда был жив Глеб Борисович, спектакли, им постав­ленные, жили по 10 лет и люди на них ходили. Например, комедия «Ночь ошибок». Этот спектакль всегда собирал полный зал. Помню, спектакль шел сразу после новогодних празд­ников – 4 января, и всё равно был аншлаг!

Если брать, например, поста­новки Морозова Анатолия Афанасьевича, который был последним главным режис­сёром театра. Его спектакли жили 2 – 3 года максимум. Люди посте­пенно перестают ходить на спектакль, и театр не может дальше его содержать, убирает из репертуара.

На мой взгляд, это проблема, как самих поста­новок, так и проблема утраты обществом театральной культуры. Раньше были люди, которые по много раз ходили на один и тот же спектакль, находили нюансы, оттенки, обсуждали, получали эстети­ческое удовле­тво­рение. Сейчас таких практи­чески не осталось. И я не знаю в чем проблема, то ли в людях, то ли в спектаклях. Иногда я пересмат­риваю старые спектакли. Спектакли хорошие и ничем не изменились, просто люди перестают ходить.

В Тольятти почти треть жителей работает на заводе. Ни один завод­чанин к нам сюда не приходит. Это не принято, почему-то. Особенно среди мужчин. Люди сейчас хотят просто смотреть телевизор и ни о чем не думать. 

Вся проблема упирается в мужское население, девушки более распо­ложены к театру. Они часто сами просят мужчин купить билеты в театр. Я много вижу стесня­ю­щихся молодых парней, покупающих билеты в нашей кассе. И я понимаю, что девушки разви­ваются в культурном плане быстрее, чем парни. Они более раскрепощены.

Я даже спрашиваю иногда своих знакомых: «Почему вы не приходите в театр?». Мне говорят: «Боюсь». Чего? Оказывается, люди просто боятся своих эмоций. Например, человеку 55 лет, и он боится заплакать, потому что есть трога­тельные моменты в спектаклях. А для мужчины плакать – это стыдно. Я когда-то тоже так думал. А сейчас, когда у меня навора­чи­ваются на глаза слёзы, я повора­чи­ваюсь в зал и вижу слёзы в глазах других мужчин. Ничего в этом постыдного нет. А многие боятся проявлять эмоции, в этом проблема нашего общества.

У нас в городе немного людей, которые привыкли ходить в театр, но все же они есть. Некоторые ходят семьями, с детьми. Есть династии театралов. Один человек подошел ко мне недавно и говорит: «Я к вам хожу постоянно с 1991 года и очень хочу попасть 2 марта на премьеру спектакля «Сирано де Бержерак». Я могу купить билет, только забро­ни­руйте его для меня в кассе на этот день». 

Я считаю, что человек должен как-то культурно разви­ваться, а не только ходить по ночным клубам и смотреть по телевизору развле­ка­тельные передачи. Иногда людям нужны альтер­на­тивные эмоции, а не просто смех. И когда человек начинает понимать другую жизнь, это дорогого стоит.

Конечно, и у нас есть спектакли абсолютно развле­ка­тельного характера. Мы идем на встречу зрителю, но это не основное. Мы больше класси­ческий тради­ци­онный театр.

Просто приходите к нам в театр. Мы не ограни­чиваем своего зрителя какими-то строгими правилами, например, только костюм или вечернее платье. Наоборот, мы распо­ложены к самой широкой аудитории и предлагаем каждому разно­об­разить свой кругозор, испытать новые эмоции и пережи­вания, найти для себя и своих друзей альтер­на­тивное время­пре­про­вож­дение. И я не встречал еще никого, кто бы пожалел о том, что театр стал частью его жизни.

Беседу провела Татьяна Руфеева

Поделиться:

Следующая Новость

Фотоконкурс «Мне нравится Тольятти»

Пт Ноя 9 , 2012
В период лета 2012 года в нашем городе прошёл конкурс фоторабот «Мне нравится Тольятти». Инициатива его прове­дения принад­лежала «Дому молодежных органи­заций Шанс». Идея заклю­чалась в том, чтобы зафик­си­ровать наш город в его юбилейный 275-летний год. По условиям, под прицелом объек­тивов могли быть: виды городских соору­жений, природные уголки, досто­при­ме­ча­тель­ности, интересные люди и моменты ярких событий. […]
Фотоконкурс «Мне нравится Тольятти» | CityTraffic

Рубрики