ПОДПИСАТЬСЯ НАПОМНИТЬ ПОЗЖЕ
Информационный портал
Самарской области
27 мая 2013 16:20

Джаз – это свобода

24 мая на сцене тольяттинской филармонии состоялся концерт французского джазового пианиста Жаки Террассона. Для нашего города выступление музыканта такого уровня – безусловно событие, а для меломанов и любителей джаза – редкая возможность послушать вживую талантливого пианиста. Трио Жаки Террассона (фортепиано, контрабас, ударные) растопило скованную по началу тольяттинскую публику в первом же отделении веселым, лучистым, радостным джазом. Жаки согласился дать интервью нашему порталу сразу после концерта.



«Сититрафик.ру»: Вы родились в Германии, ваша мать — американка, отец — француз. Кем вы себя ощущаете, американским французом или французским американцем? Или для вас это не имеет значения?

Жаки Террассон: И так, и так. Оба состояния мне присущи (улыбается).

Ваша история достаточно интернациональна. Есть у вас любимый город или место, где вы чувствуете себя как дома?

Я обожаю Париж и очень люблю Нью-Йорк. Моя жизнь по сути протекает между этих двух городов.

Вы играете джаз, который с удовольствием слушаем мы. А что слушает музыкант Жаки Террассон, когда не играет сам?

Много, очень много классической музыки. Немного популярной. Обожаю Джеймса Брауна. А иногда я вообще не слушаю никакой музыки, чтобы она излишне не воздействовала на меня, не влияла, как на музыканта и композитора. В этом плане мне обязательно нужно музыкальная тишина.

Джаз — это зачастую интерпретация, когда превоначальная задумка трансформируется в собственную авторскую работу, но идея как бы остается чужая. Нет ли такой опасности, что увлечение интерпретациями чужих идей приведет к отсутствию собственных?

Я считаю, что нет. По крайней мере интерпретации точно бесконечны. За основу я беру основной базовый элемент, т.е. чистую идею. А потом наслаждаюсь тем, что переделываю и создаю совершенно новое. Я на самом деле очень люблю брать что-то готовое и на этой основе создавать совершенно новое в другом контексте. Это очень увлекательно. Для этого необязательно брать какие-то джазовые стандарты. Это может быть и классическая музыка, и популярная, и даже фольклорная. Материала очень много, он практически неисчерпаем. И это мне не мешает сочинять в том числе и собственные вещи. Все-таки тот музыкальный багаж, который накопило человечество, его нельзя сбрасывать. Все равно эти идеи так или иначе находят свое отражение даже в новых композициях. Я вдохновляюсь идеями.

Джаз, не смотря на свой почтенный возраст, достаточно современное искусство. Как по вашему рождается что-то новое — это ломка старого или его продолжение?

Рождение нового — это всегда риск. С одной стороны ты что-то меняешь, с другой что-то ломаешь, но одновременно и создаешь. Я думаю, что обе составляющие присутствуют.

А что для вас тогда традиционные ценности? Есть ли что-то вечное, не подверженное времени, или все меняется и ничто не является абсолютом?

Конечно, для меня существуют традиционные ценности. И если говорить в контексте музыки, то я также уважаю традицию. Но при этом я не хочу повторяться, т.е. делать то же самое, что и мои кумиры, которых я обожаю. Но я вдохновляюсь их идеями, которые остаются навсегда. Я опираюсь на их сочинения. Даже черты их характера или манера исполнения могут быть для меня важны. Например, я могу любить юмор и оригинальность одного музыканта, энергию и огонь другого, т.е. вдохновляться этими чувствами и оттенками в их искусстве, но делать я буду свое собственное, т.к. невозможно повторить все то же самое. Все равно это будет твоя собственная интерпретация. В этом и есть развитие. Так развивается и личность, и музыка, и искусство в целом. Без авторитетов, без ориентиров было бы очень сложно. Но делать нужно свое собственное, т.к. у каждого свой путь, который каждый должен сам пройти.

В одном из интервью вы сказали: «Я изучал классику целых 10 лет, но мои интерпретации Шопена или Моцарта никогда не выходили за пределы моей комнаты. Всегда возникала одна и та же проблема — я не мог доиграть пьесу в ее оригинальном виде до конца. Мне было просто невозможно удержаться от импровизации и в результате классическая вещь сразу приобретала черты блюза, буги-вуги или чего-нибудь еще. Люблю эту свободу и из-за нее окончательно выбрал для себя джаз». Что для вас свобода?

Это умение чутко реагировать на происходящее и возможность сыграть то, что ты чувствуешь прямо сейчас.

Это и есть джаз?

Да, так и есть.

Это ваш первый визит в Россию?

Нет. Но это первое настоящее турне. Потому что есть 9 концертов в 9 городах. До этого я уже был в Ростове. А также играл в Москве и Санкт-Петербурге. Но это были разовые выступления.

Как представляли себе нашу страну? Ожидания и реальность совпали?

Я до сих пор открываю для себя Россию. Очень здорово, что во время этого тура я могу здесь находиться достаточно долго. Конечно, существует языковой барьер, т.к. я не говорю по-русски. Но все люди, которых я встречал, произвели на меня очень приятное впечатление.

В России вы известны в достаточно узком кругу любителей джаза. Например, лично я с вашим творчеством познакомился примерно 10 лет назад, когда мой приятель-меломан дал мне послушать ваш альбом «A Paris...».

Со времени записи прошло почти 13 лет.

Как вы оцениваете свою известность в России?

Не знаю, но все концерты проходят с аншлагом (смеется). Если серьезно, то думаю, что я здесь не настолько известен, как в Европе, т.к. мои диски здесь официально не продаются.

На вашем сайте есть биография на английском, французском и немецком, но нет на русском. Может быть пора?

(Смеется) Я готов! Вроде де бы мою биографию перевели для анонсирования концертного тура. Присылайте мне ее на емайл, разместим! Договорились! (смеется)



С творчеством каких русских композиторов вы знакомы? Кто вам нравится?

Стравинский. Я очень люблю фортепианные концерты Рахманинова.

Кстати, Жак Лусье, также французский пианист, известен своими джазовыми импровизациями на тему классических композиторов, но в основном европейских. Может быть возьметесь за русскую классику?

(Смеется) Почему нет? В конце турне я возможно хотел бы для себя открыть красивую русскую мелодию, которую мог бы в дальнейшем интерпретировать. Может быть какую-нибудь популярную песню, которую все знают. Если у вас есть какие-то идеи, присылайте их мне (смеется). Какую-то песню или мелодию, которую вы можете предложить как вариацию. Кстати, у меня уже была интерпретация «Марсельезы», может быть ваш гимн? Он красивый? Я просто его не слышал.

На мой взгляд очень красивый, но не уверен, что интерпретируемый. Во всяком случае можно попробовать.

Я открыт к любым идеям.

В этом году вы отмечаете 20-летие своего творческого пути. Пола Маккартни как-то спросили: «Что вдохновило вас написать музыку для балета?»

Он писал музыку для балета? Я не слышал об этом.

На вопрос Маккартни ответил так: «Еще год назад я ничего не знал о балете. Но в том, чтобы делать то, о чем ты еще ничего не знаешь, есть свой драйв — это одна из отличительных черт моей карьеры. The Beatles не умели записывать альбомы, а мы с Джоном толком не знали, как пишутся песни.» Может быть вы тоже хотите попробовать что-то новое?

Да, я всегда горю таким желанием. Когда ты делаешь то, чего еще никогда не делал, ты отдаешь этому всего себя. Ты выкладываешься на полную катушку. И тот факт, что ты не знаком с чем то, дает возможность создать что-то совершенно оригинальное, потому что у тебя нет опыта, который в данном случае ограничивает. Нет примеров, на которые хочется равняться. Но правда есть риск, что тебе это не удастся (смеется).

Не боитесь рисковать?

Я всегда рискую.

Каждый концерт, особенно джазовый, по-своему уникален. Были какие-то незабываемые моменты на ваших выступлениях?

О-о-о, конечно (улыбается).

Их можно перечислить?

Ну мы каждый концерт пытаемся сделать что-то уникальное. И на концерте каждый момент уникален по-своему. И от каждого момента получаешь совершенно разное удовольствие. Поэтому мне наверное сложно будет что-то выделить. Это же джаз.

Как у вас складываются отношения с публикой? Часто попадается скованная аудитория? Всегда ли удается растопить лед?

Это очень сильно зависит от самой аудитории, не только от нас. Я лично всегда пытаюсь растопить лед своей музыкой, только музыкой. Я никогда не буду делать что-то специально, например скакать по сцене и воздействовать какими-то внешними эффектами (смеется).

На каких площадках вам больше всего нравится выступать? Может быть есть любимые, куда постоянно возвращаетесь или куда хотелось бы снова вернуться?

Я люблю разные площадки. Мне нравятся маленькие клубы, где все люди рядом, и создается впечатление, что мы вместе с публикой сидим и просто играем. И люди являются не просто зрителями, а частью нашего концерта, нашей программы. Также я очень люблю большие залы, потому что там как правило хорошие рояли и хорошая акустика (смеется). 

Я знаю, у вас достаточно много сайд-проектов, но ваше трио играет инструментальный джаз. Музыка на ваш взгляд самодостаточна? Или может быть ей не хватает слов? А может быть наоборот она способна выразить без слов гораздо больше?

По-разному. Иногда музыка выражает гораздо больше слов. Сейчас, к примеру, у меня есть диск, где есть композиции, на которых поет вокалистка. И я даже сам там немного пою. Я считаю, это тоже здорово. Просто это разные виды выражения. Они все имеют место быть, и мне даже сложно выделить какое-то из направлений. И инструментальная и вокально-инструментальная музыка дополняют друг друга и создают то, что мы называем музыкой.

Вы как-то сказали, что пианист любит грустную музыку, но отдает зрителям радостную. Что важнее на ваш взгляд, получать или отдавать? В чем счастье для музыканта.

Отдавать, безусловно.

Спасибо большое, Жаки. Удачи в вашем российском туре и успехов в дальнейшей творческой деятельности.

(Отвечает по-русски) Спасибо!

 

 

Беседовал Николай Руфеев.


Еще обзоры

13 декабря 2014 08:49

Морис Линч: "Обычные люди вроде нас с вами просто наслаждаются жизнью"

Создатель коллектива "Гарлем Госпел шоу", выступившего в Тольятти, рассказал о добрых вестях, которые они привезли в наш город и о том, почему его не волнует политика.

31 октября 2014 11:10

Лукас Имбириба: «Каждый русский мне будто брат, или мама, или бабушка»

Бразильский гитарист, приехавший в Тольятти, уверен, что хорошему музыканту нужно много тренироваться, мало пить и обязательно заниматься любовью.

13 июня 2013 16:13

Первый юбилей фестиваля «Рок над Волгой»

8 июня на территории Самарской области прошел крупнейший в мире ежегодный фестиваль рок-музыки под открытым небом «Рок над Волгой».

16 апреля 2013 16:48

Современный театр общается со зрителем

В театре «Дилижанс» прошёл IV Фестиваль одноактной драматургии «Премьера одной репетиции».

19 марта 2013 17:12

Искусство шрифта и типографики

Выставка для тех, кому интересен коммуникативный дизайн и типографика.

24 октября 2012 17:39

Тольяттинские байкеры завершили мотосезон

Мотокросс – это один из видов мотоциклетного спорта, представляющий собой гонку на специальных спортивных мотоциклах по замкнутой трассе с препятствиями.

5 октября 2012 15:17

Победы гаревого сезона 2012

Завершился очередной сезон кольцевых мотогонок, проходивший в Тольятти под эгидой празднования 45-летия спидвея в нашем городе.

3 октября 2012 12:42

Легендарная гонка «СЕРЕБРЯНАЯ ЛАДЬЯ» завершилась победой тольяттинцев

День машиностроителя в Тольятти по традиции был отмечен автомобильным соревнованием – ралли-кросс «Серебряная Ладья».

19 сентября 2012 13:06

МДТ открыл свой театральный сезон премьерой спектакля «LIFE-LIFE»

14 сентября Молодежный драматический театр Тольятти открыл свой 20-й юбилейный сезон.


Сообщить информацию:
Если вы хотите дополнить или изменить информацию, либо у Вас есть событие, которого нет в нашей афише, пишите об этом: info@citytraffic.ru