Информационный портал
Самарской области

Афиша / Обзоры

16 апреля 2013 16:48

Современный театр общается со зрителем

Тольяттинский театр юного зрителя «Дилижанс», известный театралам своей любовью к экспериментам и провокационным постановкам, вновь показал тольяттинской публике, что такое современный театр. С 1 по 7 апреля прошёл IV Фестиваль одноактной драматургии «Премьера одной репетиции», на котором молодые режиссеры и актеры представили свои идеи и концепции будущих спектаклей. Любители театрального искусства на протяжении недели собирались в стенах «Дилижанса», чтобы посмотреть, обсудить и отдать голос лучшей работе.

В этом году Фестиваль одноактной драматургии проходил уже в четвертый раз. Первый Фестиваль состоялся в 2010 году по инициативе художественного руководителя театра «Дилижанс» Виктора Мартынова. Тогда это был закрытый фестиваль, где принимали участие только сотрудники театра. Основной целью было при минимуме затрат добиться максимального художественного эффекта и, заодно, дать шанс молодым талантливым актерам попробовать свои силы в режиссерской работе. Представленные на фестивале работы оказались провокационными и отличались от общепринятого понятия о спектакле. Но руководство «Дилижанса» не побоялось пойти на эксперимент и, по итогам фестиваля, было принято решение включить конкурсные работы в репертуар.

Благодаря Фестивалю одноактной драматургии репертуар театра «Дилижанс» за последние три года пополнился такими необычными, иногда провокационными, но очень достойными постановками как «Слепые», «Баба», «Предложение», «Немой официант», «Для тебя», «Зима» и «Что случилось в зоопарке?». Как результат – многие из перечисленных спектаклей по сей день пользуются успехом у публики, у актеров театра появились новые перспективы и опыт, а сам театр приобрел весьма экономичным способом интересный и успешный репертуар. Поэтому идея Виктора Мартынова оказалась удачной и получила дальнейшее развитие – Фестиваль решили проводить ежегодно, сделали его открытым для публики, а представлять на суд зрителям и профессионалам свои работы теперь могут любые творческие группы города.

К тому же последний Фестиваль показал, что у «Дилижанса» есть своя публика, причем очень благодарная и «живая». Сегодня фестивальные показы набирают полный зал, и это не смотря на то, что представляются не готовые отработанные спектакли с костюмами и декорациями, а концепции, идеи. При этом зрители активно вовлекаются в процесс – обсуждают, критикуют и даже дают советы. Согласитесь, такого зрителя ещё нужно поискать.

Таким образом, фестиваль «Премьера одной репетиции» трансформировался со временем в совместную работу актёров и зрителей театра. Это конкурс, где в качестве жюри выступают зрители. Они же выбирают лучшую работу, которая получает материальную поддержку и входит в репертуар театра на следующий сезон.

В этом году впервые фестивальные работы оценивались экспертным жюри, в состав которого вошли беспристрастные специалисты. Это хорошо известный тольяттинской публике режиссер театра МДТ Владимир Хрущев, художественным руководителем театра «Вариант» Галина Швецова-Скрипинская и режиссер театра кукол «Пилигрим» Вадим Домбровский. Экспертное жюри не имело право голосовать, но давало профессиональную оценку каждой работе и разъясняло зрителям тонкости театрального мастерства.

Итак, в конкурсной программе IV-го Фестиваля было представлено пять работ. Образы были настолько разными и неожиданными, что каждый день заканчивался предвкушением следующего. Режиссеры заставили зрителя ненадолго остановиться и задуматься о жизни, заглянуть в себя и найти в самом себе ответы на волнующие всех вопросы.

В первый фестивальный день мы увидели двухчасовой спектакль Петра Зубарева и Константина Федосеева «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Тандем режиссеров, которые выступали и в роли актёров, сделал практически невозможное. Они переработали сложный материал британского драматурга Тома Стоппарда и представили публике очень динамичный спектакль. Многие отметили интересное решение для ролей второго плана. В спектакле нашлось место даже кукольному театру. Эта режиссерская находка прослеживалась и на сцене и в самой постановке. Главные герои стали марионетками автора пьесы и вместе со зрителями искали смысл своего существования.

Несмотря на неоднозначность оценки экспертов, Пётр и Константин сделали своё дело. Они заставили зрителя думать, представив на сцене «Дилижанса» интеллектуальный спектакль. Его сложно понять, не имея подготовки – перед просмотром желательно прочитать пьесу или посмотреть фильм.  А кто сказал, что в театр нужно идти неподготовленными?! Этот спектакль побуждает к действию. Надеюсь, эта работа не будет отложена в долгий ящик и найдёт своё место в репертуаре театра.



Второй день заполнился яркими красками и по-детски искренними эмоциями актёров. Мы увидели дипломную работу Алисы Паничкиной «Те, кто забыл» по пьесе американского прозаика и драматурга Теннесси Уильямса. И если в первый день режиссеры удивили нас сложностью материала, во второй день мы удивлялись смелостью выбора жанра. Алиса, совместно с актерами Дилижанса представила публике пантомиму. По словам автора работы, этот спектакль пережил несколько интерпретаций и в процессе репетиций превратился в спектакль без слов.

Это очень красивая история про трёх друзей клоунов, которые живут, радуются простым вещам и не забывают мечтать. К слову, мечты сбываются, если этого искренне хотеть и верить. Постановка «Те, кто забыл» – это очень интересная и перспективная работа. Её ценность ещё и в том, что она понравится как взрослой, так и детской публике. А вспоминая слова Владимира Хрущева о том, что спектакль требует большой доработки из-за нарушений законов жанра, думаю, зритель будет рад увидеть его вновь после того, как шероховатости будут устранены.

Отмечу, что благодаря этому спектаклю, мы увидели великолепную игру молодой актрисы «Дилижанса» Марины Ванюковой, которая сыграла роль «Чуд а с косичками». По итогам зрительского онлайн-голосования, она получила звание лучшей актрисы.


Забегая вперёд, отмечу, что третий день оказался победным. Зрителям была презентована работа Екатерины Зубаревой (Тагировой), которая в итоге была признана лучшей. Екатерина, которая уже не в первый раз участвует в фестивале и не в первый раз становится победителем, представила спектакль по рассказу «Превращение» немецкого писателя Франца Кафки.

Это на сто процентов работающий спектакль, который после просмотра вызывает неоднозначные эмоции. Режиссёру с помощью музыки и интересной формы игры актёров удалось передать смысл произведения, который был и остаётся актуальным во все времена. Актёры, как будто набивая ритм, держали внимание зрителей на протяжении всего спектакля. Удивила простота решения в образе главного героя. Как сделать из человека страшного паука? Екатерина доверилась мастерству Петра Зубарева, который сыграл роль Грегора. Чудовище получилось благодаря незамысловатому гриму, великолепной пластике и игре Петра. Кстати, за эту роль зрители присвоили Петру звание лучшего актёра фестиваля.

Постановка получилась полностью авторской. Интересным стало то, что режиссер представил свой вариант концовки. Если по версии Кафки семья освобождалась от чудовища и выходила, как будто из заточения, в светлую и свободную жизнь, то у Зубаревой (Тагировой) финальный аккорд другой. Челны семьи после смерти Грегора становятся ему подобными, а мальчик получает свободу и уходит в другую жизнь. Такова позиция Екатерины.

На вопрос, почему Екатерина вновь взяла такой сложный материал, молодой режиссер пообещала представить на следующий год что-то лёгкое и светлое.


В последний фестивальный день мы увидели сразу два спектакля. Открывал этот день актёр и режиссер театра «Дилижанс» Дмитрий Марфин совместно с актером театров «Колесо» и «Коловрат» Степаном Любимовым. Присоединюсь к словам Галины Швецовой-Скрипинской, которая отметила, что на этот спектакль можно было идти только из-за актёров. Известные тольяттинской театральной публике Марфин и Любимов, выбрали пророческий рассказ Рэя Брэдбери «Убийца». Этот выбор был неслучайным, в прошлом Дмитрию Марфину уже приходилось работать с материалами Брэдбери. В 2005-2006 годах он принимал участие в съёмках фильма «Убийца» и, наконец, мы смогли увидеть спектакль на сцене «Дилижанса».
Отмечу, что это единственная работа, которая была выполнена по правилам фестиваля и родилась, буквально на коленках. Как сказал Дмитрий Марфин, они поставили «Убийцу» за несколько часов. Несмотря на это, спектакль оказался вполне удачным.

Недоработки были грамотно прикрыты интересными интерактивными решениями – это начальная сцена в виде телевизионного шоу с участием зрителей. Затем сбор сотовых телефонов у публики и беспощадное расправа над ними в конце спектакля. Актеры, высмеивая зависимость человека от современных технологий, вызвали бурный восторг у зрителей. Дмитрий Марфин, по завершению спектакля заверил публику, что это лишь черновая версия и в планах дополнить спектакль вторым актом. Что ж, будем ждать.


Завершал фестиваль спектакль «Земля – Небо» Дмитрия Бызова – актера театра «Пилигрим» и лидера творческой группы «Инако», состоящей из актеров театра МДТ. Это был не классический спектакль, а скорее перфоманс. «Земля – Небо» – поднимает вопросы отношений внутреннего и внешнего человека. Как актеры искали смысл своего я, также и зрители на протяжении всей постановки искали смысл их работы. Скажу лишь одно, что это спектакль не для широкой публики. Не все зрители смогли осилить его и уходили на середине. Но, отдадим должное актерам, их поиск достоин уважения.



Подводя итоги четвёртого фестиваля, ещё раз напомним, что зрители признали лучшей работу Екатерины Зубаревой (Тагировой) «Превращение» по рассказу немецкого писателя Франца Кафки. В следующем театральном сезоне этот спектакль будет обязательно включён в репертуар «Дилижанса».

Лучшей актрисой была признана Марина Ванюкова, сыгравшая несколько ролей (Актер – «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Чудо с косичками – «Те, кто забыл», Сестра – «Превращение»). Звание лучшего актера по праву получил Петр Зубарев (Гильденстерн – «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Грегор – «Превращение»).

Что касается остальных работ, по практике прошлых фестивалей, мы видим, что «Дилижанс» просто так не прощается с ними. Надеемся, что все представленные спектакли будут  доработаны, и мы увидим их в программе театра в следующем сезоне.

 

Материал подготовила Ирина Сухоплюева.
Фото  Натальи Пимшиной, Алисы Паничкиной.

система комментирования CACKLE

Еще обзоры

13 декабря 2014 08:49

Морис Линч: "Обычные люди вроде нас с вами просто наслаждаются жизнью"

Создатель коллектива "Гарлем Госпел шоу", выступившего в Тольятти, рассказал о добрых вестях, которые они привезли в наш город и о том, почему его не волнует политика.

31 октября 2014 11:10

Лукас Имбириба: «Каждый русский мне будто брат, или мама, или бабушка»

Бразильский гитарист, приехавший в Тольятти, уверен, что хорошему музыканту нужно много тренироваться, мало пить и обязательно заниматься любовью.

13 июня 2013 16:13

Первый юбилей фестиваля «Рок над Волгой»

8 июня на территории Самарской области прошел крупнейший в мире ежегодный фестиваль рок-музыки под открытым небом «Рок над Волгой».

27 мая 2013 16:20

Джаз – это свобода

Интервью с французским джазовым пианистом Жаки Террассоном.

19 марта 2013 17:12

Искусство шрифта и типографики

Выставка для тех, кому интересен коммуникативный дизайн и типографика.

24 октября 2012 17:39

Тольяттинские байкеры завершили мотосезон

Мотокросс – это один из видов мотоциклетного спорта, представляющий собой гонку на специальных спортивных мотоциклах по замкнутой трассе с препятствиями.

5 октября 2012 15:17

Победы гаревого сезона 2012

Завершился очередной сезон кольцевых мотогонок, проходивший в Тольятти под эгидой празднования 45-летия спидвея в нашем городе.

3 октября 2012 12:42

Легендарная гонка «СЕРЕБРЯНАЯ ЛАДЬЯ» завершилась победой тольяттинцев

День машиностроителя в Тольятти по традиции был отмечен автомобильным соревнованием – ралли-кросс «Серебряная Ладья».

19 сентября 2012 13:06

МДТ открыл свой театральный сезон премьерой спектакля «LIFE-LIFE»

14 сентября Молодежный драматический театр Тольятти открыл свой 20-й юбилейный сезон.


Сообщить информацию:
Если вы хотите дополнить или изменить информацию, либо у Вас есть событие, которого нет в нашей афише, пишите об этом: info@citytraffic.ru