Юрий Целиков: давно пора пригласить на Гонку Чемпионов Президента России

Испытательный полигон АВТОВАЗа имени Анатолия Акоева в Сосновке, что в получасе езды от Тольятти, 25 января 2025 года принял 27-ю синхронную ледовую гонку, на которую пригласили чемпионов и обладателей Кубка России в различных автоспортивных дисциплинах.

img

Соревнования собрали тысячи восторженных поклонников автоспорта, в том числе и у экранов телевизоров благодаря прямой трансляции в интернете и по ТВ. На высшем уровне была проведена подготовка боевых автомобилей, которыми в последние годы неизменно являются LADA Vesta Sport. Над формированием ледовой трассы и поддержанием ее в работоспособном состоянии тоже изрядно поработали. Руководитель компании «LADA Sport», на которой почти полностью лежит организация «Гонки Чемпионов», Владислав Незванкин рассказал, что на этот раз из-за неустойчивой погоды пришлось перенести дату ее проведения, поскольку под дождем и при плюсовой температуре попросту невозможно было подготовить лед на должном уровне.

Было в этот раз немало новшеств, которые порадовали публику. Пожаловала в гости команда «КАМАЗ-мастер»! Ее руководитель Эдуард Николаев участвовал в заездах на правах многократного триумфатора марафона «Дакар». Челнинцы привезли настоящий гоночный грузовик, с которым целый день фотографировались все желающие. Для зрителей работал магазин с фирменной атрибутикой легендарной сине-белой армады. Кроме того, поблизости проводились соревнования местной Конфедерации модельного спорта – у заездов радиоуправляемых автомобилей нашлись свои почитатели. Повсеместно вдоль трассы кипели самовары и разносились ароматы разных угощений, приготовленных на открытом воздухе – плова, шашлыка и т. д. Словом, настоящий праздник!

Не подкачала и спортивная программа гонки. Как бы ни возмущалась российская автоспортивная общественность из года в год, что кого-то из особенно заслуженных пилотов не позвали принять участие в «Гонке Чемпионов», логика организаторов предельно простая: таблица из 16 пилотов не сможет вместить всех, кто добился в предыдущем сезоне высоких результатов. Но тех спортсменов, чьи успехи на виду, исправно приглашают. Более того, многие приезжают в Тольятти уже не в первый раз. Например, кумир молодежи и «царь» отечественного дрифта Аркадий Цареградцев или первый российский пилот Формулы 1 Виталий Петров. Правда, дрифт от ледовых гонок отличается примерно так же, как формульные заезды от автокросса. Соответственно, Аркадию пока не удалось преодолеть сито отборочных заездов, а вот Виталий не только вышел из группы, но и очень даже потрепал нервы многим завсегдатаям этих соревнований.

Итак, из 16 пилотов, проехавших накануне гонки квалификационные заезды, максимальный результат показал пилот LADA Sport ROSNEFT и восьмикратный победитель «Гонки Чемпионов» Кирилл Ладыгин. Этому мало кто удивился. Гонщиков разделили на четыре группы по четыре человека, где каждый проезжал три заезда. В четвертьфинал проходили двое, одержавшие две или три победы в очном противостоянии с соперниками. Фантастика, но не вышел из группы прошлогодний триумфатор соревнований Владимир Шешенин. Гонка в этот раз, что называется, не пошла.
Восьмерку сильнейших составили: Кирилл Ладыгин и Эдуард Николаев, Дмитрий Брагин и Александр Смоляр, Виталий Петров и Михаил Симонов, а также Егор Санин и Михаил Митяев. Не смог навязать борьбу оппонентам Чемпион России по ралли 2024 года Клим Гаврилов. Сказал, толком не было времени потренироваться, да и сходу перестроиться с полноприводной машины класса R5 на мощную, но моноприводную технику – задача не из легких. Другой новичок сосновской трассы – Ярослав Шевырталов – наоборот был настроен максимально решительно. Заверил, что в квалификации много осторожничал и оставил внутренние резервы, чтобы в гонке выложиться на все сто. Соперники, правда, тоже не сразу проявили себя: дальше групповой стадии молодого талантливого картингиста пока не пропустили.
А вот Эдуард Николаев авансов никому не оставил.

- Мы пользуемся возможностью потренироваться при любых условиях и на различной технике, ледовые гонки – не исключение, – сдержанно прокомментировал представитель команды «КАМАЗ-мастер» факт своего участия в Гонке Чемпионов.

Он выступал на автомобиле в фирменной ливрее команды в отличие от всех остальных, стартовавших либо на машинах в ярких цветах LADA Sport ROSNEFT, либо на авто с черно-белым кузовом и логотипом Госкорпорации «Ростех». Представитель Набережных Челнов был непоколебим в групповой стадии, однако фортуна определила его в пару к Ладыгину, так что побороться за победу в гонке в этот раз Эдуарду не удалось.

img

За путевки в финал сразились две пары «дуэлянтов»: Ладыгин - Санин и Брагин - Петров. Каково же было удивление зрителей, когда опытнейший тольяттинец Дмитрий Брагин сначала уступил Виталию Петрову, а затем и в заездах за третье место не сумел одолеть Егора Санина! Не ждали такого от прославленного мастера. Впрочем, не в автогонках и не такие казусы случаются. Главным украшением дня стали заезды до двух побед Кирилла Ладыгина и его старинного товарища Виталия Петрова. Два по-настоящему быстрых пилота стартовали в финале на ключевой новинке 2025-го года для марки LADA – свеженьких LADA Iskra Sport с секвентальной коробкой передач и почти 173-сильным атмосферным бензиновым двигателем. «Сити Трафик», кстати, одним из первых СМИ в России показал этот автомобиль как снаружи, так и изнутри (см. ссылку).


Новые машины лихо мчались по трассе, демонстрируя прекрасный темп и отличную управляемость даже при наличии существенной чуть более широкой колеи на льду, оставленной многочисленными заездами на Vesta Sport. Инженер Константин Гыстаров, работавший над спортивной модификацией модели Iskra, не стал скрывать, что ее премьера именно на гонке связана с тем, что возможны какие-то доработки трансмиссии после первых боевых заездов автомобиля. Финалы при этом прошли гладко, более того, новинка оказалась сразу на несколько секунд быстрее автомобиля Vesta Sport.

Победа же в гонке в конечном счете досталась Кириллу Ладыгину - и это его девятый по счету триумф на сложнейшей трассе в Сосновке. Виталий Петров – второй, а Егор Санин занял третье место. Зрители искупали победителя и призеров в заслуженных овациях. Был среди них и ветеран АВТОВАЗа Юрий Целиков, который когда-то стоял у истоков создания самого испытательного полигона.

Несмотря на свой преклонный возраст, он ежегодно приезжает на синхронную гонку. Заслуженный ВАЗовец с гордостью говорит, что даже иностранное руководство автозавода по достоинству оценило эту заводскую автоспортивную традицию и сохранило ее.

- Я думаю, что уже давно пора пригласить на Гонку Чемпионов Президента России! Опыт участников соревнований и высочайший уровень организации этому полностью соответствуют, – заявил Юрий Кузьмич, общаясь с корреспондентом «СитиТрафика».

И с этим трудно не согласиться.

Андрей Серегин, фото автора

Как выглядит LADA Iskra Sport, созданная в Тольятти, снаружи и внутри: видео