Ученые и студенты из Самары разработали экологичный двигатель для сверхлегких ракет-носителей
Первые испытания планируется провести осенью 2024 года.
Как сообщили 23 июля 2024 года в пресс-службе Самарского университета им. Королева, вузе разрабатывается двигательная установка на инновационных компонентах топлива, которая может использоваться на сверхлегких ракетах-носителях.
- Начато изготовление опытного образца двигателя и готовится экспериментальная база для испытаний. Первые испытания планируем провести этой осенью, – сообщил директор Инжинирингового центра вуза Иван Зубрилин.
Двигатель будет работать на топливной смеси из керосина и закиси азота, которая более экологична, чем обычное топливо.
Иван Зубрилин объяснил, что некоторые отечественные жидкостные ракетные двигатели малой тяги используют очень токсичные компоненты топлива, например, азотный тетраоксид и гептил.
- Несомненные преимущества этих топливных компонентов – высокие энергетические характеристики, возможность долгого хранения и самовоспламенение при контакте, что исключает необходимость использования системы зажигания, - рассказал ученый. - Однако в случае аварии при запуске эти вещества наносят значительный урон окружающей среде и здоровью людей.
Кроме того, упомянутые топливные компоненты дороги в эксплуатации – для их хранения и закачивания нужны специальные материалы для резервуаров и трубопроводов. Их замена позволила бы снизить себестоимость коммерческих запусков микро- и наноспутников.
В качестве топливной пары разработчики выбрали авиационный керосин марки Т-1 и закись азота. Под нее спроектировано сопло будущего двигателя с оригинальной схемой охлаждения. Оно будет изготовлено методом селективного лазерного спекания на 3D-принтере.
Разработкой занимались сотрудники Научно-исследовательского центра космической энергетики Самарского университета им. Королева и студенческого конструкторского бюро "Феникс", основу котоого составили студенты Института двигателей и энергетических установок и Института авиационной и ракетно-космической техники университета, в том числе работающие на предприятии "ОДК-Кузнецов".