В Сбере прогнозируют рост количества мошенничеств с использованием дипфейков
Рекомендации по их выявлению дал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
Как он отметил, технология дипфейков позволяет осуществлять голосовые и видеозвонки от имени друзей, коллег, родственников, сотрудников правоохранительных органов и банков. Использование поддельного голоса или изображения позволяет проще завоевать доверие жертвы и обмануть её. Во время таких звонков злоумышленники, как правило, под разными предлогами просят срочно перевести деньги на указанную ими банковскую карту, номер телефона или счёт.
Для получения образцов голоса и изображения мошенники используют информацию из открытых источников — соцсетей.
- Сбер определил ряд ключевых признаков, которые позволяют выявить дипфейк: нечёткое или смазанное изображение лица на видео при более высоком качестве остального изображения; увеличенная частота морганий; слабовыраженная мимика — лицо как маска; неестественный оттенок кожи лица, - рассказал Станислав Кузнецов. - При аудиозвонке распознать дипфейк сложнее. Рекомендуется обратить внимание на интонации, использование нехарактерных слов. Настораживающим фактором является безэмоциональность голоса, монотонность.
Он добавил, что при видеозвонке можно попросить собеседника что-то сделать. Например, поправить волосы, снять очки или просто провести рукой перед лицом. В такой ситуации дипфейк, как правило, начинает сбоить.
По словам Станислава Кузнецова, технологии дипфейков становятся доступнее. Если ранее мошенники применяли их для сложных атак с потенциально большой выгодой, то постепенно круг возможных жертв расширяется. Главное, что надо помнить, чтобы не стать жертвой обмана: сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не направляют голосовые сообщения и не звонят по видео. А если пришло сообщение с просьбой о помощи от коллеги или родственника, то следует самостоятельно позвонить ему и прояснить ситуацию, напоминают в пресс-службе Сбербанка.