Скоро лето? Меняем шины на российские - и едем к морю
К весне 2024 года рынок автомобильных товаров в России основательно переформатировался, поэтому корреспондент «СитиТрафика» попробует вместе с другими водителями и экспертами на собственном опыте разобраться с переходом на некоторые импортозамещенные детали.
Еще походят?
Первый и наиболее очевидный элемент, периодически требующий обновления, - это покрышки. Износ резины – штука обыденная, избежать ее никак не получится. Бережная эксплуатация и минимальный пробег, безусловно, увеличат запас протектора и срок службы, но есть еще такой неприятный фактор, как физический возраст изделия.
Ключевое содержимое автомобильной резины – различные вариации каучука, и даже сами производители не отмеряют шинам больше, чем 5 или 6, а в крайнем случае 10 лет жизни. Можно ли ездить дольше? Пожалуйста! Однако сцепление с дорогой – один из ключевых элементов безопасности при езде на автомобиле, экономить на котором точно не стоит.
Если друг оказался вдруг....
В сегодняшних условиях, прямо скажем, не очень хочется поддерживать те компании, которые под угрозой санкций или по собственной инициативе покинули Россию. Пусть среди них и оказался горячо любимый автором данного материала шинный бренд Bridgestone, альтернатива которому не рассматривалась принципиально.
Да, есть богатый опыт езды на реально добротных шинах других производителей: Michelin, Nokian, Pirelli и других. При этом именно резина японского бренда, по собственной субъективной оценке, в части комфорта (шумность и вибрации) мало ушла от какой-нибудь «деревянной» спортивной «Снежинки» советского образца. Но вот ее живучесть в сложных дорожных условиях, устойчивость к фронтальным ударам на неровностях и боковым нагрузкам в поворотах – то, за что можно уважать и покупать исключительно покрышки этого бренда. Повторимся, нынче приобрести их можно лишь на маркетплейсах, да и то, как говорится, исконно японского качества уже не сыскать. Пора пробовать альтернативные варианты.
Резонный вопрос: что купить?
Разумным ответом на любые изыскания в околоавтомобильной тематике за последние пару лет служит прямой отсыл к друзьям с Востока. Китай на самом деле в плане шин не вчера появился на российском рынке. Например, производитель шин для мотоциклов, скутеров, квадроциклов (ATV) и спецтехники Kenda уже не первый год «вооружает» чемпионку России по внедорожным ралли Анастасию Нифонтову. Участница «Дакара» и подлинная звезда российского авто и мотоспорта качеством продукции данного бренда реально довольна – не для спонсора, а по-настоящему. По факту. Резина ни разу ей не доставила неприятностей на спецучастках.
Для легковых машин есть те же шины Dmack. Данный китайский бренд активно продвигал себя и даже проводил монокубок в классическом ралли внутри России с десяток лет назад. Но ведь есть еще и такие марки, как Landsail и Doublestar, Crossleader и Satoya, а также Triangle. Тут уже обращаемся к тем, кто эти диковинные шины видел и даже щупал. Сотрудники шиномонтажных мастерских в Тольятти в один голос говорят, что китайская резина для легковушек – относительно неплохая. Считается, что в ее составе чуть больше сажи, а это сокращает срок службы покрышек, но остальные характеристики вроде как не уступают именитым брендам.
Сразу же обращаем внимание: в качественном отношении, может быть, оно и так, но при этом не уступают они и в плане цены. Комплект резины за сумму около 50 тысяч рублей, поэтому хочется пробовать выбрать что-то более привычное, не из Китая.
Хочу российские шины!
Прежде чем остановиться на каких-либо конкретных предложениях, пройдемся по тем шинным заводам, которые находятся непосредственно внутри РФ. Как уже много раз писал «СитиТрафик», таких очень даже немало. Сырье для многих из них поставлял и продолжает это делать производитель каучука именно из Самарской области. В частности, это Continental и Cordiant в Калуге, Омске и Ярославле, Pirelli в Кирове и Воронеже, Gislaved в Подмосковье. Бывший завод Bridgestone, расположенный между Ульяновском и Самарой. Функционируют и мощности бывшего финского предприятия Nokian Tyres во Всеволожске.
Кстати, вспомнили добрым словом одно из поколений шин Hakkapeliitta, верой и правдой служивших несколько лет на малолитражке, которая многократно исколесила немало дорог (и даже раллийных спецучастков в дорожном режиме, - прим. авт.) от Тольятти, до Санкт-Петербурга в северной части России и Адлера на юге. Принимаем решение остановиться как раз на одном из питерских брендов. Там, насколько нам известно, полным ходом выпускают покрышки Nordman и премиальные Ikon Tyres. Даже само название перекликается с Nokian, и тут никто особо не скрывает, что качество плюс-минус то же.
На чем, куда и как много будем ездить
Коль уж зашла речь о довольно ощутимой для семейного бюджета статье расходов, новые шины будут попутно протестированы максимально придирчиво. Не контента ради, а во имя справедливой оценки. «Обуваем» компактный (среднеразмерный) кроссовер Subaru Forester. Фирменные колесные диски R17 под шину 215/55 есть. К слову, завод изготовитель автомобиля рекомендует шины R15-R16, но опираясь на собственный десятилетний опыт езды по нашим дорогам, констатируем: колеса побольше реально живут подольше. Комплект летних шин Potenza Adrenalin Re003 R17 успешно отходил 4 сезона, стершись буквально до корда. Хваленый же европейский Continental на другом комплекте литых дисков R16 не продержался и трех сезонов: фатальный износ протектора и катастрофически падающая управляемость – более, чем веский повод поскорее разжиться новыми летними шинами, не дожидаясь традиционной летней поездки на берег Черного моря.
Кстати, у многих других брендов, представленных в РФ на момент подготовки данного материала, или отсутствует полностью или недоступен к заказу нужный размер шин. Всеволожский завод же располагает шиной Ikon Autograph Aqua 3. Ей и предстоит пройти в течение лета суровые испытания. Медные трубы не обещаем, но вода, жара, грунт и камни точно будут.
До начала испытания обязательно отбалансируем колеса при сборке и сделаем сход-развал, дабы эксперимент с ресурсным тестом новой полностью российской резины был именно максимально достоверным. О переобувке расскажем отдельно.
Ну, а в ходе езды обратим внимание не столько на потребительские свойства, их каждый водитель оценивает по-своему, сколько на износостойкость, качество сцепления с мокрой и сухой дорогой, а также шум и вибрации. Ведь кому-то важна тишина в салоне и низкая стоимость изделия, а кому и вылазки на бездорожье подавай, чтобы как следует проверить машину и себя на прочность. Да и времена сейчас такие, что никто не знает, куда нужно будет доехать завтра.
Андрей Серегин, фото автора