Василий Гордеев: «Для благосостояния людей одинаково плоха как высокая инфляция, так и дефляция»

«СитиТрафик» в беседе с заместителем управляющего Отделением по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка  Российской Федерации Василием Гордеевым выяснил, почему инфляция в регионе долго была выше общей по стране, к чему может привести устойчивое снижение цен, а также почему важно следить за ключевой ставкой Банка России.

img

- Василий Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, почему инфляция в Самарской области с начала 2020 года была в основном выше, чем по стране в целом?

- В регионах страны инфляция может быть разной. На это влияют отраслевая специфика, культурные, климатические особенности региона, его географическое положение и туристическая привлекательность, а также доходы жителей, конкуренция между производителями и продавцами и еще много других региональных особенностей. Например, если в регионе активно развиваются овощеводческие предприятия, вполне вероятно, что цены на овощи будут расти медленнее, чем в других регионах или в целом по стране, за счет высокого предложения продукции и конкуренции среди аграриев. Кроме того, в конечных ценах нет затрат поставщиков на доставку продукции.

А эти затраты порой имеют заметный вес в ценах привозных продуктов, и их изменение может влиять на динамику цен. В этой связи стоит отметить, что Самарская область, являясь крупным промышленным регионом, по ряду продовольственных товаров полагается на поставки из других регионов.

Кроме того, в популярных туристических местах рост цен на продукты питания и услуги, как правило, выше из-за более высокого спроса. За 5 лет турпоток в наш регион увеличился в 2,5 раза. В 2023 году Самарскую область посетило более 3 млн человек.

Также влияет экономическая и инвестиционная активность. По объему инвестиций в основной капитал (в абсолютном выражении) Самарская область занимает 16 место в России. У нас реализуется целый ряд инвестиционных проектов, в том числе крупных инфраструктурных. Идет масштабное финансирование, а значит, деньги поступают в экономику региона, в том числе в виде зарплат. Спрос на товары и услуги растет. Поэтому уровень инфляции в отдельные периоды несколько выше, чем в целом по России.

Однако так было не всегда. Например, годовая инфляция в регионе была ниже общероссийской с мая 2017 по май 2018 года. В феврале текущего года инфляция в регионе почти сравнялась с общероссийским показателем. А уже в марте она снизилась до 7,5%, в то время как в России составила 7,7%.

Основная причина замедления инфляции в регионе - расширение предложения фруктов, овощей и куриных яиц. На это повлияло наращивание производства тепличной продукции в целом по стране, а также рост импортных поставок фруктов и яиц. Возможно, покупателям хотелось бы, чтобы цены вообще не росли или даже снижались все время, но тогда начнётся обратный процесс  - дефляция. И с ней справиться гораздо сложнее.

- Разве плохо, когда снижаются цены?

- В экономике цены - это всегда соотношение спроса и предложения. Если инфляция высокая, значит, спрос на товары и услуги больше возможностей их производства и импорта. И наоборот: если цены совсем не растут или даже устойчиво снижаются, значит, спроса не хватает - люди покупают самое необходимое, а производители и поставщики не могут сбыть свою продукцию. И в этом тоже нет ничего хорошего. У компаний нет стимула производить. Кто-то может переключиться на выпуск других товаров, кто-то вовсе закроется. Это означает, что сотрудники этих предприятий потеряют работу и доход. В итоге экономика просто встанет, и запустить ее обратно будет очень тяжело.

Для благосостояния людей одинаково плоха как высокая инфляция, так и дефляция. Нужна стабильно низкая инфляция, которая позволяет экономике развиваться и не обесценивает сбережения людей. Для нашей страны оптимальный уровень инфляции - вблизи 4%. Поддерживать инфляцию на таком уровне - задача, которую решает Центральный банк.

- Именно поэтому Центральный банк не снижает сейчас ключевую ставку?

- Совершенно верно. Спрос все еще опережает возможности расширения предложения, и его подогревают повышенные инфляционные ожидания граждан и бизнеса. Из-за этого цены на товары и услуги растут быстрее, чем надо. Мы сохраняем ключевую ставку на уровне 16% годовых с 18 декабря прошлого года. Для устойчивого возвращения инфляции к цели требуется длительное поддержание ключевой ставки на высоком уровне. Дело в том, что ключевая ставка влияет на инфляцию не сразу, а в течение 3-6 кварталов через целую цепочку взаимосвязей в экономике. За повышением ключевой ставки следует повышение ставок банков по депозитам и кредитам.

Вклады становятся выгоднее, и люди предпочитают больше сберегать и меньше тратить. Кредиты, наоборот, становятся дороже. Люди понимают, что без острой необходимости брать их невыгодно. В результате спрос на товары и услуги растет менее активно, и рост цен замедляется.

Банк России своей политикой поддерживает баланс в экономике, чтобы суммарный внутренний спрос - потребительский, инвестиционный, спрос госсектора - шел в ногу с ростом производства, не опережал его. Только в этом случае инфляция будет стабильно низкой, а экономика будет расти устойчиво Если этого не делать, то избыточный спрос, который поддерживается сильным ростом кредитования, не увеличит реальное потребление, а лишь поднимет цены. То есть производитель, видя подскочивший спрос и не имея возможности выпустить больше товара, просто повысит на него цену.

- Как скоро Банк России приступит к снижению ключевой ставки?

- Мы начнем снижать ключевую ставку, когда убедимся, что замедление инфляции набрало нужную скорость и инфляционные ожидания приходят в норму. По прогнозу Банка России, годовая инфляция вернется к 4-4,5% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

- Реально ли добиться такого снижения инфляции, о котором говорит ЦБ?

- Вполне реально. Банк России в 2015 году публично обозначил цель по инфляции - вблизи 4%. Тогда мало кто верил, что получится ее достичь. К середине 2017 года инфляция вышла на 4% и в среднем за 2017-2021 годы составила около 4% в год. Сегодня мы снова проходим этот путь и постепенно возвращаем инфляцию к цели - вблизи 4%.

Ксения Маянова