В России отмечают юбилей авиаконструктора, машины которого можно увидеть в Тольятти
22 ноября 2024 года исполнилось 115 лет со дня рождения легендарного Михаила Леонтьевича Миля.
Всемирно известный конструктор вертолетов еще в детстве пробовал сооружать модели самолетов, а главным конструктором юный гений стал, когда ему не было и 40 лет. К слову, по советским меркам это нельзя было назвать быстрым взлетом карьеры, но зато почти вся винтокрылая техника, которую придумал и довел до серийного производства этот человек, либо установила множество мировых рекордов, либо просто навсегда вошла в историю как практичные и надежные летающие машины.
Речь идет о каждом из вертолетов, созданных Михаилом Милем. От знаменитой «стрекозы» Ми-2 (на фото), вывозившей в свое время пассажиров и грузы буквально куда угодно, вспомните хотя бы любимый миллионами людей советский фильм «Мимино», до грозного «крокодила» Ми-24, который в полном боевом снаряжении можно увидеть на нашем видео идущим летом 2024 года к Крымскому мосту на боевое дежурство по охране стратегического объекта от незваных гостей и беспилотных катеров.
Особо стоит отметить тот факт, что жителям Тольятти крупно повезло, ведь Парковый комплекс истории техники им. К. Г. Сахарова располагает не только крупнейшим в мире транспортным вертолетом Ми-26, здесь представлен и Ми-2, и Ми-8, модернизированные версии которого по сей день активно производят и эксплуатируют в России. Наконец, даже летающий кран Ми-10 можно живьем увидеть в городе, а этот вертолет вообще достоин отдельного рассказа.
Надо ли уточнять, на чьих машинах обучаются премудростям сложной мужской работы в небе курсанты Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков? А какие вертолеты отрабатывают десантирование десантников-парашютистов в Тольятти? Словом, Михаил Миль - это личность такого масштаба, как первый гендиректор ВАЗа Виктор Поляков или Иван Комзин – один из отцов-основателей города Тольятти советского образца.
Легендарный конструктор умер в 1970 году. По воспоминаниям коллег, он всегда очень глубоко переживал каждый недочет, выявленный в ходе испытательных полетов. Невероятные винтокрылые машины для него были не железом, а, скорее, родными детьми. Даже после смерти Михаила Миля свет увидело минимум две машины, поддержавшие громоподобную славу конструкторского бюро – военный Ми-24 и грузовой Ми-26.
Память о наследии этого человека живет с нами – то тут, то там появляются новые памятники техническому гению Миля, например, в этом году в Улан-Удэ на стелу установили вертолет Ми-171А2. Авторы проекта не поскупились на эту сильно модернизированную версию Ми-8, которая оснащается, например, новейшим пилотажно-навигационным комплексом КБО-17 и многими другими новшествами.
Андрей Серегин, видео и фото автора