Максим Топилин и Дмитрий Азаров в Самаре обсудили развитие АВТОВАЗа, кластер беспилотников и строительство портового хаба
Выездное заседание Комитета Госдумы по экономической политике, посвященное вопросу законодательного регулирования инновационной деятельности, состоялось в правительстве Самарской области в четверг, 8 июня.
По приглашению главы региона участие в нем приняли председатель комитета Максим Топилин, его заместители, члены комитета. Представители министерства экономического развития РФ, министерства транспорта, министерства промышленности и торговли РФ, профильных министерств региона и руководители ведущих промышленных предприятий Самарской области также приняли участие во встрече.
Традиционно для выездных заседаний комитета выбираются регионы, где накоплен позитивный опыт в той или иной отрасли, имеются наработки, которые могут быть полезны для других субъектов страны.
Максим Топилин, открывая заседание, выразил благодарность Дмитрию Азарову за радушный прием. Он отметил, что важно на месте с представителями отрасли разбирать актуальные вопросы для принятия необходимых решений.
- Пока можно констатировать, что мы правильно реагируем на финансовые и экономические вызовы в связи с санкционной политикой ряда иностранных государств, - добавил Максим Топилин.
Он напомнил, как в конце 2000-х - начале 2010-х АВТОВАЗ сокращал персонал. Сегодня ситуация изменилась. АВТОВАЗу не хватает людей, чтобы наращивать объемы производства.
Глава Самарской области подчеркнул, что регион, несмотря на все сложности, ни на шаг не отступает от выполнения долгосрочных планов, которые закреплены в стратегии развития губернии. Она направлена на достижение национальных целей развития России, задач, поставленных президентом.
Дмитрий Азаров отметил, что экономика региона показала устойчивость к глобальным вызовам. Помогла поддержка ключевых отраслей со стороны федеральной власти, на региональном и местном уровне.
- Мы системно занимаемся вопросами улучшения инвестиционного климата региона, работой с инвесторами, - рассказал Дмитрий Азаров. - В экономику региона за прошлый год вложено 447 млрд рублей, что почти на 60 млрд больше, чем в 2021 году. За пятилетний период регион вошел в тройку лидеров ПФО по динамике прироста инвестиций в основной капитал. Серьезно занимаемся развитием транспортной инфраструктуры.
Дмитрий Азаров привел в пример развитие логистического кластера. Так, открыт логистический центр Яндекс.Маркета, Почты России, компании OZON, реализуется крупнейший проект «Вайлдбериз». Всего в регионе сейчас в различной стадии реализации более 250 проектов с общим объемом инвестиций 1,4 трлн рублей.
На совещании был затронут вопрос поддержки отечественных автопроизводителей, а также производителей автокомпонентов.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов сообщил, что основная задача – максимально нивелировать негативные последствия, обеспечить рост производства. Здесь помогают субсидирование, программы стимулирования спроса, льготного кредитования и лизинга и др.
Дмитрий Азаров выступил с инициативой постепенного перехода такси на российские авто, чтобы поддержать АВТОВАЗ. Президент страны Владимир Путин это предложение поддержал, вопрос рассматривается.
Еще одно предложение касается увеличения утильсбора на отечественные машины с минимальной степенью локализации и зарубежные авто. Это тоже шаг по поддержке отечественных автопроизводителей.
Также в ходе заседания комитета обсуждалось предложение по использованию чиновниками и депутатами отечественных машин.
- Если будет удлиненная версия «Лады Весты», мы готовы пересесть с большим удовольствием, - сказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко.
Поднимался и вопрос подготовки кадров для обеспечения технологического суверенитета страны. Как отметил Денис Кравченко, «бесшовная» подготовка молодежи по инженерным специальностям в Самарской области организована на высоком уровне.
- Президент и правительство уделяют большое внимание развитию высших учебных заведений, строительству кампусов для студентов, - отметил Максим Топилин. - Сегодня утром мы обсуждали, что в Самарской области такой инновационный проект существует.
Гендиректор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко рассказал, почему Самарская область была выбрана в качестве площадки для серийного выпуска беспилотных летательных аппаратов. Он поблагодарил Дмитрия Азарова и региональное правительство за поддержку проекта, сообщил о сроках запуска производства.
Особое внимание было уделено реализации проектов транспортной инфраструктуры, в том числе созданию транспортного коридора «Север – Юг», «Европа – Западный Китай» и торговых маршрутов для развития торгово-экономических связей России с дружественными странами.
Директор департамента стратегического развития министерства транспорта РФ Артур Карлов отметил работу по созданию в Самарской области федерального портово-логистического хаба.
- В регионе сегодня три речных порта, к 2027 году запланировано строительство четвертого, который также будет интегрирован в транспортную сеть. Видим потенциал в данном проекте. Готовы оказывать содействие, - сообщил Артур Карлов.
Дмитрий Азаров отметил, что проект получил поддержку президента страны. Сейчас он находится на стадии активной проработки с федеральными ведомствами.
По итогам заседания Комитета были сформированы протокольные решения. Они будут переданы в правительство РФ.