Произвол или безволие: FIA передумала допускать россиян на международные гонки
Даже месяца не прошло с момента выхода циркуляра Международной автомобильной федерации (FIA) относительно возможности гонщикам из России и Белоруссии участвовать в соревнованиях за пределами своих стран, как вышел аналогичный документ, которым функционеры FIA «обнулили» собственное же решение.
Сказать, что в данном случае Международная автомобильная федерация продемонстрировала полное отсутствие стержня и хоть какой-либо политической дальновидности, значит, не сказать ничего. Те россияне, кто не был готов мириться с требованием о подписании сомнительной критической бумаги с критикой в адрес родной страны, уже давно нашли варианты участия в международных соревнованиях. У менее предприимчивых спортсменов и тех, кто связан обязательствами с крупными командами вроде «КАМАЗ-мастер», теплилась надежда на то, что рано или поздно ситуация разрешится дипломатическим путем.
В начале февраля 2023 года, действительно, первый шаг в этом направлении был сделан – FIA опубликовала на своем официальном сайте документ, где четко обозначила, что россияне и белорусы могут стартовать на любой автомобильной гонке европейского или мирового уровня при наличии гражданства другой страны и под национальным флагом именно этого иного государства. Подписание унизительной бумаги в этом случае не требовалось и, не будем скрывать, многие российские гонщики воспряли духом и начали готовиться к зарубежным стартам. Радость, однако, длилась недолго.
Функционеры Международной автомобильной федерации под давлением ли каких-то третьих сил или в силу собственной излишней гибкости в последний день февраля опубликовали новый циркуляр, отличающийся от версии от 10 февраля лишь присутствием частицы «не» перед пунктами, где сказано, что россиянам и белорусам отныне разрешается то, о чем написано выше.
В сложившейся ситуации остается разве что процитировать известный анекдот о необходимости либо крест снять, либо трусы надеть. Столь высокий уровень, наверное, должен предполагать некие стратегические расчеты на перспективу и оценку последствий принятия тех или иных решений, иначе возникает резонный вопрос о том, так ли высока ценность «важных» документов FIA.
Кстати, в первые дни марта следом за появлением новой бумаги от Международной автомобильной федерации появилось решение Европейского суда, которым российскому гонщику Никите Мазепину разрешено выступать гонках «Формулы-1» и других соревнованиях на территории ЕС. Таким образом, решение Совета ЕС о санкциях в отношении пилота «приостановлено», ему можно не только посещать страны Евросоюза, но и вести переговоры о контрактах на участие в гонках, с оговоркой, что спонсоры не могут быть связаны с компаниями, принадлежащими семье Мазепиных. Как скоро экс-пилот F1 отправится за границу и планирует ли это сделать вообще, пока неизвестно.
Андрей Серегин, фото автора